Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

История исследования древнего искусства Приамурья

Статьи » Древнее искусство народов юга Приамурья » История исследования древнего искусства Приамурья

Страница 1

Первыми из наскальных изображений в бассейне Амура в науке стали известны рисунки на правом берегу р. Уссури у с. Шереметьевского. Эти рисунки привлекали еще в 1859 г. внимание одного из первых исследователей Уссурийского края Р.К. Маака, обследовавшего долину Уссури. В числе других живописных мест по р. Уссури он описал эффектные скалы «Нюрце» ниже устья р. Уссури.

В 1860 г. в газете «Амур», издававшейся в Иркутске, появилось сообщение К.Ф. Будогоского о том, что на одном из утесов по р. Уссури «высечены изображения: голова тигра, рыба, какие-то знаки».

В 1894 г. шереметовские наскальные изображения осмотрел Н. Альфтан. Он кратко описал рисунки и указал, что они расположены на правом берегу Уссури тремя группами. В дальнейшем эти сведения о шереметьевских рисунках были использованы в обобщающей сводке по археологическим памятникам Дальнего Востока, составленной Ф.Ф. Буссе и Л.А. Кропоткиным.

В 1895 г. в «Приамурских ведомостях» появилось первое известие о древних изображениях на скалах по правому берегу Амура вблизи с. Малышево и пос. Са-качи-Алян. В заметке описывалось местонахождение писаниц и помещались несколько рисунков - изображение орнаментированного лося и несколько антропоморфных личин. Указана также техника рисунков – «выполнена женообразными линиями». Наиболее ранние сведения о Сакачи-Алянских писаницах имеются в неизданных еще дневниках Паладия Кафарова - выдающегося русского востоковеда XIX в., одного из пионере» исследований ранней истории Дальнего Востока. Кафаров получил сведения о камнях с древними изображениями на берегу Амура от этнографа Протодъяконова. Эти данные также отражены в сводке археологических памятников Ф.Ф. Буссе и Л.А. Кропоткина.

Первая заметка, специально посвященная Сакачи-Алянским писаницам, принадлежит видному американскому востоковеду Х1Х в. Лауфферу, участнику этнографической экспедиции на Амур, организованной американским Музеем естественной истории в Нью-Йорке. В 1899 г. он опубликовал сведения о петроглифах Амура, отметив, что при слиянии рек Орды и Амура у гольдского поселка Сакачи-Алян на песчаном правом берегу находится много валунов, частью рассеянных, частью собранных в длинный вал, который производит впечатление искусственного укрепления. На некоторых из валунов иметются «курьёзные петроглифы», очевидно - глубокой древности. Что же касается самих рисунков, то они представляют, по словам Лауфера, человеческие лица, а также фигуры животных.

В конце XIX получил известность также камень с древними изображениями у с. Калиновки на правом берегу Амура. О нем писал Г. Фуок, участник этнологической экспедиции американского музея естественной истории в Нью-Йорке.

В 1919 г. во время путешествия по Сибири сакачи-алянские рисунки осмотрел японский историк, этнограф и археолог Т. Рюдзо. Он описал местонахождение памятников и отметил, что рисунки нанесены на скальной поверхности естественного обнажения на берегу Амура и представляют собой изображения оленей, других животных, а также людей. Рюдзо замечает стилистическое сходство антропоморфных фигур на писаницах и глиняных статуэток, относящихся к каменному веку Японии.

Первые сведения о красочных наскальных рисунках Среднего Приамурья давшись в 30-е годы XX в. Это сообщение Саенко о писаном камне по р. Архаре. Он представляет собой скалу, вертикально возвышающеюся над уровнем р. Архары на 7-8 м. Поверхность скалы довольно гладкая, на ней нарисованы красной краской какие-то «иероглифы».

В 1925 г. впервые появились данные о писаницах Верхнего Приамурья. Их описал АХ Кузнецов в своей известной работе о развалинах Кондуйского городка. Писаница расположена в урочище Мехачинихе, в четырех верстах от с. Хутор и в трех верстах севернее Коноваловки. Попутно он высказал и свои предположения о смысле этих рисунков. В одном из них Кузнецов увидел «изображение священного медведя, которому поклонялись аборигены».

В 1935 г. петроглифы Сакачи-Аляна и у стойбища Май были осмотрены, частично скалькированы и скопированы на эстампах участниками Нижнеамурской археологической экспедиции Института этнографии АН СССР в составе АЛ. Окладникова и М.Я Черемных. Результаты знакомства с петроглифами Нижнею Амура отражены в сборнике научно-популярных статей Окладникова «Раскопки на севере», где была высказана мысль о том, что на большой фигуре лося в Сакачи-Аляне отразилось влияние скифосарматского искусства. Основанием для такого предположения явилось изображение фигуры, вписанной в бедро лося.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации
В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (во всяком случае в классический период), что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, прониза ...

Архитектор Павел Юльевич Сюзор
Русский архитектор П.Ю. Сюзор родился 18 апреля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был молодой французский литератор Жан де Сюзор, который в 1840-х годах приехал в Россию из Франции. Несмотря на графский титул, богатства он не имел, ...

Развитие готического жанра в истории литературоведения
Приступая к изучению исследуемой темы в истории английской литературы XVIII столетия, надо вспомнить, что Англия - послереволюционная страна, дальше других продвинувшаяся к тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru