Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История исследования древнего искусства Приамурья
Первыми из наскальных изображений в бассейне Амура в науке стали известны рисунки на правом берегу р. Уссури у с. Шереметьевского. Эти рисунки привлекали еще в 1859 г. внимание одного из первых исследователей Уссурийского края Р.К. Маака, обследовавшего долину Уссури. В числе других живописных мест по р. Уссури он описал эффектные скалы «Нюрце» ниже устья р. Уссури.
В 1860 г. в газете «Амур», издававшейся в Иркутске, появилось сообщение К.Ф. Будогоского о том, что на одном из утесов по р. Уссури «высечены изображения: голова тигра, рыба, какие-то знаки».
В 1894 г. шереметовские наскальные изображения осмотрел Н. Альфтан. Он кратко описал рисунки и указал, что они расположены на правом берегу Уссури тремя группами. В дальнейшем эти сведения о шереметьевских рисунках были использованы в обобщающей сводке по археологическим памятникам Дальнего Востока, составленной Ф.Ф. Буссе и Л.А. Кропоткиным.
В 1895 г. в «Приамурских ведомостях» появилось первое известие о древних изображениях на скалах по правому берегу Амура вблизи с. Малышево и пос. Са-качи-Алян. В заметке описывалось местонахождение писаниц и помещались несколько рисунков - изображение орнаментированного лося и несколько антропоморфных личин. Указана также техника рисунков – «выполнена женообразными линиями». Наиболее ранние сведения о Сакачи-Алянских писаницах имеются в неизданных еще дневниках Паладия Кафарова - выдающегося русского востоковеда XIX в., одного из пионере» исследований ранней истории Дальнего Востока. Кафаров получил сведения о камнях с древними изображениями на берегу Амура от этнографа Протодъяконова. Эти данные также отражены в сводке археологических памятников Ф.Ф. Буссе и Л.А. Кропоткина.
Первая заметка, специально посвященная Сакачи-Алянским писаницам, принадлежит видному американскому востоковеду Х1Х в. Лауфферу, участнику этнографической экспедиции на Амур, организованной американским Музеем естественной истории в Нью-Йорке. В 1899 г. он опубликовал сведения о петроглифах Амура, отметив, что при слиянии рек Орды и Амура у гольдского поселка Сакачи-Алян на песчаном правом берегу находится много валунов, частью рассеянных, частью собранных в длинный вал, который производит впечатление искусственного укрепления. На некоторых из валунов иметются «курьёзные петроглифы», очевидно - глубокой древности. Что же касается самих рисунков, то они представляют, по словам Лауфера, человеческие лица, а также фигуры животных.
В конце XIX получил известность также камень с древними изображениями у с. Калиновки на правом берегу Амура. О нем писал Г. Фуок, участник этнологической экспедиции американского музея естественной истории в Нью-Йорке.
В 1919 г. во время путешествия по Сибири сакачи-алянские рисунки осмотрел японский историк, этнограф и археолог Т. Рюдзо. Он описал местонахождение памятников и отметил, что рисунки нанесены на скальной поверхности естественного обнажения на берегу Амура и представляют собой изображения оленей, других животных, а также людей. Рюдзо замечает стилистическое сходство антропоморфных фигур на писаницах и глиняных статуэток, относящихся к каменному веку Японии.
Первые сведения о красочных наскальных рисунках Среднего Приамурья давшись в 30-е годы XX в. Это сообщение Саенко о писаном камне по р. Архаре. Он представляет собой скалу, вертикально возвышающеюся над уровнем р. Архары на 7-8 м. Поверхность скалы довольно гладкая, на ней нарисованы красной краской какие-то «иероглифы».
В 1925 г. впервые появились данные о писаницах Верхнего Приамурья. Их описал АХ Кузнецов в своей известной работе о развалинах Кондуйского городка. Писаница расположена в урочище Мехачинихе, в четырех верстах от с. Хутор и в трех верстах севернее Коноваловки. Попутно он высказал и свои предположения о смысле этих рисунков. В одном из них Кузнецов увидел «изображение священного медведя, которому поклонялись аборигены».
В 1935 г. петроглифы Сакачи-Аляна и у стойбища Май были осмотрены, частично скалькированы и скопированы на эстампах участниками Нижнеамурской археологической экспедиции Института этнографии АН СССР в составе АЛ. Окладникова и М.Я Черемных. Результаты знакомства с петроглифами Нижнею Амура отражены в сборнике научно-популярных статей Окладникова «Раскопки на севере», где была высказана мысль о том, что на большой фигуре лося в Сакачи-Аляне отразилось влияние скифосарматского искусства. Основанием для такого предположения явилось изображение фигуры, вписанной в бедро лося.
Прочее на сайте:
Особенности жанра готики в английском
литературоведении
Готический рассказ или роман, другими словами его можно охарактеризовать как «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Готический роман имеет ...
Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла
Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильней шее воздействие на всю дальнейшую национальную литера туру. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и каракалпаки ...
Сущность искусства и роль эстетического чувства в
эволюции
Сущность искусства, на мой взгляд, есть не что иное, как синтез положительных эмоций от содеянного, если ты автор или же от увиденного, если ты зритель. Что движет творцом? Донести свое мироощущение до окружающих его людей, любым возможны ...