Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Культ Афродиты
Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам. Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной личности, или разным, только носящим одно и то же имя.
«Я не знаю, — говорит Сократ у Ксенофонта— одна ли Афродита, или две — Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же бога, имеет много прозвищ».
Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое возвращение. На спуске к морю стояли храмы.
На южном побережье Понта Эвксинского – храм Афродиты в районе небольшой гавани и небольшого острова Аполлония.
Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах Причерноморья.
«В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты – копия 1 века с греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде привезена в Пантикапей, очевидно для храма» - пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.
«В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе» - изображения эротов… к декоративным украшениям относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».
Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.
Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.
Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии.
В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в которых объединялись почитатели Афродиты.
Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.
На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 - изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини – шар, в левой – скипетр, в поле монеты – звезда.
Этот тип изображений своими корнями восходит к древним религиозным представлениям. Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию.
Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.
На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной – изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска - атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.
Прочее на сайте:
Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом ...
История исследования древнего искусства Приамурья
Первыми из наскальных изображений в бассейне Амура в науке стали известны рисунки на правом берегу р. Уссури у с. Шереметьевского. Эти рисунки привлекали еще в 1859 г. внимание одного из первых исследователей Уссурийского края Р.К. Маака, ...
Виды живописи
По назначению, характеру исполнения, характеру образов различают следующие виды живописи: - монументально-декоративная живопись (стенные росписи, мозаика, витраж, сграффито, плафоны, панно). Данный вид живописи участвует в организации архи ...