Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культ Афродиты

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Культ Афродиты

Страница 2

Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое – более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним – не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры – Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда – в пещере.

Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1 Общее указание на место – в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты – в пещере;

3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом – с другой;

4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами – путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос»

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2 Афродита Навархида;

3 Афродита Урания, Апатуриада;

4 Афродита Урания, владычица Апатура;

5 Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини».

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Мирон из Элевтер
Мирон, греческий скульптор 5 в. До н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беотии. Его деятельность определяется приблизительно серединой 5 в. - временем побед т ...

Икона в современной России
Для современного человека, воспитанного вне христианских традиций, уже первая ступень оказывается труднопреодолимой. Вторая ступень соответствует уровню оглашенных в Церкви и требует некоторой подготовки, своего рода катехизиса. На этом у ...

Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru