Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились подчеркнуть этим свое господствующее положение в обществе, свое величие.
Софийский собор - одно из самых замечательных произведений древнерусского зодчества - возведен сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045-1050 годах. С 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София – тут и Новгород!». Этот собор являлся придворным княжеским храмом, в нем принимали иностранных послов, именитых гостей, иногда перед ним проходили бурные вече.
Завершается храм шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол в XV был позолочен, а его очертания напоминают шлем русского воина-богатыря. Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время походов русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, в другой – клещи.
Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять объемов-нефов, три из которых заканчиваются алтарными полукруглыми выступами-апсидами, поражает размерами, величественностью пропорций и масштаба. Высота храма-30, 8 метра.
До 1570 года здесь находился Васильевские врата, изготовленные мастером Игнатием Устюжанином в 1366 году по заказу архиепископа новгородского Василия Калики, портрет которого изображен на вратах. Васильевские врата изготовлены из меди и «писаны золотом». Техника подобных произведений заключалась в том, что по зачерненным медным листам резцом наносился рисунок, и в его канавки вплавлялась золотая проволока. Затем лист выравнивался и полировался. Среди евангельских сюжетах на вратах имеется изображение Китовраса, легендарного кинтавра –излюбленный сюжет новгородских мастеров.
Интерьер Софийского собора в его современном виде весьма далек от первоначального. На месте современного иконостаса в древности была невысокая деревянная преграда – темплон, и интерьер собора выглядел более цельным.
Древнейшей сохранившейся иконой является «Петр и Павел», относящийся к XI веку. А в иконостасе уцелело несколько икон, написанных в 1341 году греческими или сербскими иконописцами. Перед Успенским (главным) иконостасом Софии находится известный во всем Мире чудотворный образ «Божия Матерь Знамение». В местном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественском приделе Софийского собора, находятся 2 чудотворные иконы. Слева от царских врат стоит образ Богоматери Тихвинской. Это одна из самых почитаемых святынь Софийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной иконы Тихвинской Богоматери, точно повторяющей размеры и изображение прототипа; называются такие списки „мера и подобие". Ее можно отнести к древнейшим: доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеру обработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV — начала XVI в.
Рядом с иконой Троицы стоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под ней открывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечках пробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительной силы и выразительности
На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, поцарапанные в XI-XIII веках. Среди них – молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственные автографы, шутливые надписи типа : «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».
Прочее на сайте:
Жилище в традиционном мировоззрении хакасов
Картину мира тюркских народов отличает богатая образность. По представлениям хакасов, восток - это перед, запад - зад, юг - верх, север - низ. Восток у всех южно-сибирских тюрков наделялся положительными качествами. Восток - это, прежде в ...
Данте Алигьери
Противоречивость Данте бросается в глаза всякому непредвзятому читателю. Но при этом Данте меньше всего похож на какого-то двойственного, растерянного человека, поэта, мечущегося между двумя берегами – двумя идеалами. Напротив, чем больше ...
Озеление Кенигсберга
В связи с именем Франца Хайтмана стоит упомянуть и процесс озеленения Кенигсберга. До середины 19-го века это был обычный средневековый город – с очень небольшим количеством деревьев на улицах. В 1875 году, в столице Прусии – Кенигсберге ...