Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Долгое время в научной литературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской. Ныне этот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. В частности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые с восточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея – приделом Иоанна Богослова, а южная – приделом Рождества Богоматери. Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесь были похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленные новгородские архиереи.
Следующая постройка-собор Рождества Богородицы – основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином и находится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.
В древности собор был расписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи, исполненной в 1125 году. Росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.
До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Появились галереи – паперти, окружающие собор, уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.
Георгиевский собор-главное сооружение Юрьева монастыря - возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь – один из наиболее ранних в Новгороде - был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизни новгородцев.
Строительство Георгиевского собора начато в 1119 году. Здесь применена трехглавая ассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.
Фасады собора украшены выступами - лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство. Собор был расписан как внутри, так и снаружи, но древние фрески практически утрачены.
Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.
Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
Прочее на сайте:
Зарождение Готики
Небольшой пролог.
Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Централ ...
Проекты
Санкт-Петербурга
· Большая Морская улица, д.№ 28/Гороховая улица, д.№ 13 — доходный дом. Перестройка. 1869, 1880—1881.
· 25-я линия Васильевского острова — производственные здания Василеостровского чугунолитейного и механического завода М. С. Воронина. 1 ...
Типология культур
Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включает относительно замкнутая область в составе целого.
Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, ...