Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Эстетический идеал красоты

Статьи » Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох » Эстетический идеал красоты

Страница 1

Мы порой не замечаем, насколько сильно в европейской традиции влияние Древней Греции. К какой бы сфере человеческой деятельности мы ни обратились, практически везде, как оказывается, мы пользуемся выводами, сделанными древнегреческими учеными, художниками, архитекторами, историками, политиками, жившими более двух тысяч лет назад. Величайшим изобретением древнегреческих зодчих явился ордер, который вплоть до середины 19 века лежал в основе всей европейской архитектуры.

Ордер – это порядок, логика, ясность, разумность и соразмерность отдельных частей и целого здания. Порядок для греков ассоциировался с красотой и гармонией. А высочайшим примером красоты и гармонии для греков было человеческое тело, поэтому все три ордера ему и уподоблялись: самый древний – дорический – мужскому, сильному, атлетическому; более поздний ионический – женскому, более стройному и изящному; коринфский – прекрасному и юному телу молодой девушки. Названия «дорический» и «ионический» закрепились у специалистов и за названиями составляющих древнегреческого костюма: более ранние, периода архаики, называют дорическими, а одежду более позднего периода – ионической.

Так же, как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. «Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония тела и духа. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны обязательно сочетаться с физической красотой и сильным тренированным телом». «Прекрасное, развитое тело у греков являлось важным элементом костюма. Одежда должна была не столько скрывать, сколько подчеркивать физическое сложение.

Прекрасной физической форме греков способствовала их система физического воспитания. Так, в Афинах, с 14 лет гимнастика становилась для юношей предметом серьезных занятий. Специальные учителя – педотрибы – обучали их борьбе, бегу на разные дистанции (причем бегали по песку, чтобы увеличить нагрузку), метанию диска и копья. Упражнялись также в бросании обруча, играли в мяч, обучались верховой езде. По достижении совершеннолетия, которое для афинского юноши наступало в 18 лет, он должен был еще 2 года нести нечто вроде службы в эфебии – образовательном заведении для богатой и знатной молодежи, где одними из основных занятий были опять-таки телесные упражнения: среди учителей эфебии был гипломах – учитель фехтования; аконист – обучавший метанию дротика; афет – обучавший обращению с метательными машинами и токсот – обучавший стрельбе из лука. Поэтому неудивительно, что идеальным мужским у греков считалось мускулистое и в то же время стройное пропорциональное тело. Это видно и на примере ранних архаических статуй куросов (от греч. «курос» - юноша), изображающих обнаженных юношей – атлетов. Фигуры эти еще лишены свободного пластического объема, но у них подчеркнуто широкие плечи, тонкие талии, мощные ноги. А в классические времена пропорциям человеческой фигуры уделялось особо много внимания в трудах мыслителей и скульпторов. Так, знаменитый аргосский скульптор Поликлет, живший в V в. до н. э., прославился статуями атлетов, при создании которых он пользовался сложными расчетами, как при создании ордерных храмов. Итог своим теоретическим изысканиям Поликлет подвел в трактате «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека; голова составляет одну седьмую её часть, лицо и кисть руки – одну десятую и т. д.

Женские скульптурные образы также отражают идеал здоровой, физически совершенной личности. Например, скульптура богини – охотницы Артемиды IV в. до н. э., представляет нам стройную, высокую, с длинными, прекрасной формы ногами девушку. Афродита, созданная Праксителем для жителей острова Книд (Афродита Книдская) – идеальный образ женственности с мягкими, плавными изгибами совершенного тела.

Эллины и в самом деле были красивы. Об этом говорят не только скульптурные изображения богов и героев, которые, несмотря на всю их идеальность, наверняка являются собирательным отражением реально существовавших людей. Чужеземцы также охотно признавали за ними это качество. Адамантиос, врач, живший в Александрии в начале V в. до н. э., писал об эллинах: «Они…высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы с рыжеватым отливом, прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом…из всех народов у греков самые красивые глаза».

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Независимый дизайн
Одновременно с мощной системой стафф-дизайна в капиталистическом мире и прежде всего в США существует и развивается система "независимого" дизайна - дизайн-фирмы или меньшие по размерам дизайн-бюро, которые осуществляют все виды ...

Культура искусства
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в ...

Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла
Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим сильней шее воздействие на всю дальнейшую национальную литера туру. И не только башкирскую. Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и каракалпаки ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru