Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Влияние древнегреческой моды на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох
Прямая и строгая красота античных форм архитектуры, искусства, костюма часто привлекали внимание людей, заставляли вновь и вновь воссоздавать их величие и простоту. Живописно-пластические драпировки древних греков служили источником вдохновения многим народам.
Первым из тех, кто испытал на себе влияние греческих традиций, был Рим. Во II в. до н.э. произошло завоевание Греции Римом, и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции. Это касается и римского костюма: греческая мода сказалась на линейно-ритмическом его решении, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лён. В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя – туника и верхняя – тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, но их конструктивное решение различно. Хитон – драпированная одежда, которую обёртывали вокруг тела; туника же была накладной, то есть сперва её сшивали, а затем надевали через голову. Способы драпировки гиматия и тоги также различались. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринуждённо драпировался на фигуре, подчёркивая пластику тела, громоздкая и тяжёлая тога создавала образ величественного и малоподвижного человека. Вместо тоги римлянин мог носить лёгкий плащ – палудаментум, очень похожий на греческую хламиду. Как и его греческий прототип, палудаментум набрасывали на спину и левое плечо, скрепляя фибулой на правом. Женская одежда также состояла из двух видов – нижней туники и верхней – паллы, также напоминающей по форме греческую калиптру.
Однако постепенно влияние греческой моды начинает ослабевать. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Использование таких плотных и тяжёлых тканей приводит к постепенному переходу от драпированной формы одежды к накладной, футлярообразной; простая гармоничная причёска римлянок, сохранявшая греческие традиции, в это время сменяется высокой на веерообразном каркасе.
Но греческая мода не ушла в небытие. Греческий плащ – хламида, превращённый в Риме в палудаментум, возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. Пурпурный палудаментум был символом византийских императоров в период раннего средневековья (VI-XII вв.). Женская византийская накидка мафорий очень напоминает гиматий.
Тунику, возникшую из греческого хитона, европейская знать также носила вплоть до XII в. н.э. Но настоящий триумф древнегреческая мода переживает в конце XVIII – начале XIX вв. После Великой Французской буржуазной революции умами овладевают идеи античности, из арсенала которой черпаются как государственные установления, так и эстетические идеалы. В альманахе для любителей искусства «Старые годы» в 1908 г. говорилось: «После Великой Французской революции…люди стремились сделать костюм более свободным, соответствующим незыблемым принципам греческой красоты. А эти принципы учат, что всякая изящная одежда должна прежде всего давать чувствовать прекрасную гармонию человеческого тела, и что эстетика костюма предписывает строгое единство тона, придающее ему величавую простоту.
Женщины надевают тонкие муслиновые или батистовые платья без отделки и украшений на трико или прямо на обнажённое тело. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм. Роль калиптры выполняют тончайшие индийские кашемировые шали. В холодное время года французские красавицы пытались обходиться без теплой верхней одежды, заменяя её шалями или маленькой короткой курточкой спенсер, заимствованной из английского костюма. Головные уборы и обувь также подражали античной форме – обручи, сетки, диадемы, бархатные и шелковые ленты поддерживали причёски с классическим греческим узлом, а туфли – плоские на низком каблуке со шнуровкой из лент – оплетали ногу наподобие греческих сандалий.
Вывод: строгость, простота, изысканная гармония древнегреческого костюма оказались приспособленными на многие века, хотя каждая эпоха привносила и своё: определённую цветовую гамму, манеру ношения, состав тканей, что позволило создавать новые формы, обогащённые связью с традицией.
В этой работе была рассмотрена история древнегреческого костюма на протяжении двух периодов: архаики (VIII – VI вв. до н.э) и классики (V – IV вв. до н.э.). Как дополнительные, приводятся сведения по гомеровскому периоду (XI – IX вв. до н.э.), хотя они и невелики.
Было выяснено, что как женский, так и мужской костюмы значительно менялись от одного периода к другому. Причём менялась не просто мода (модой называют «кратковременное господство определённых форм», а менялся стиль («устойчивая общность системы средств и приёмов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве». Архаическая пестрота, многоцветие тканей, сложные одеяния, длинные волосы сменяются строгими одноцветными материями, изысканными драпировками, простыми гармоничными причёсками, то есть всем тем, что мы сейчас называем «классической простотой».
Прочее на сайте:
Влияние древнегреческой моды на костюмы и эстетические идеалы последующих
эпох
Прямая и строгая красота античных форм архитектуры, искусства, костюма часто привлекали внимание людей, заставляли вновь и вновь воссоздавать их величие и простоту. Живописно-пластические драпировки древних греков служили источником вдохн ...
Иерархия потребностей А. Маслоу
Гуманистическая концепция А. Маслоу - это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой - живой, развивающиеся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и с ...
Научно-книговедческая парадигма в библиографии
Отечественная библиография развивалась под значительным влиянием западноевропейской культуры. Это объясняется тем, что книгопечатание в странах Западной Европы началось раньше, чем в России, а Россия имела развитые связи с культурами Евро ...