Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнеегипетский эталон красоты

Статьи » Древнеегипетский эталон красоты

Страница 2

Среди рельефов широко известны портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира», «Мужская голова из собрания Салет» (Лувр, известняк). В изготовлении рельефов и скульптур использовались также песчаник, базальт, диорит.

Что качается письменности, то изображение для египтян – это, прежде всего, знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы.

Один из самых древних египетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (3 тыс. до н. э.), но сам рельеф представляет собой надпись-пиктограмму (здесь изображение и письмо тождественны). В дальнейшем это останется: искусство – это отчасти письмо, а письмо – отчасти искусство. Египетская письменность шла по эволюции от пиктограмм к идеографии, где рисунок обозначает слово или понятие. Египетские иероглифы – символические письмена-рисунки. Например, если, положим, писалось слово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля.

В 16 – 11 вв. до н. э. в Египте получает широкое распространение строительство храмов (храм Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (близ Фив), храм в Абу-Симбеле). Неотъемлемыми частями храмов были обелиски, мощные столбы, громадные статуи, статуэтки, рельефы росписи и др. Причем в этот период в изображениях усиливаются светские мотивы: пиры, праздники, одевания и косметические процедуры, танцовщицы, приемы послов. Прежнее расположение частей тела несколько изменяется: в фас, в три четверти, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.

Царствование фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. связано с обращением в искусстве к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Возникают портреты Эхнатона, где впервые в истории Египта фараон изображался просто человеком, а особенно – портреты его жены Нефертити. В свою очередь открытие гробницы Тутанхамона дало искусству прекрасные золотые саркофаги и украшения, представляющих художественную ценность, много рельефов и скульптур, отражающих человеческие чувства: любовь, переживание, скорбь и т. д.

В своем развитии древнеегипетское искусство прошло несколько стадий: от религиозных представлений и религии к человеку, с его заботами и переживаниями, причем последнему придавалось большое значение лишь в 16 – 11 в. до. н. э.

В 1912 г. при раскопках г. Ахетатона (теперь селение Амарна в Египте) была найдена мастерская «начальника скульпторов» Тутмеса, а в ней – 3 скульптурных изображения жены Аменхотепа IV – Нефертити. Все они хранятся в Берлинском музее. 1 изображение выполнено из известняка, высотой 50 см, 2-ое – песчаник, высота – 19 см, 3-ее – известняк (статуэтка), высота – 40 см.

На 1-ом изображении перед нами лицо молодой женщины с нежным овалом, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегка прикрывающими глаза. На ее голове надет высокий головной убор, который носили царицы в конце XVIII династии, и кажется, что тонкая длинная шея слишком хрупка для такой тяжести. Золотая с цветными вставками повязка обвивает этот убор, пестрое ожерелье обрамляет плечи. Выражение лица спокойное, величественное.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией
Говоря о достойных для изображения на холсте темах, Борис Владимирович Иогансон проявляет свои истинно советские взгляды. Достойной для него является та тема, которая воспевает величие советского человека и его труда. Ввиду этого наиболее ...

Афинский Акрополь, Парфенон
Афинский Акрополь – громадный (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), выступающий из земли скалистый отрог – издавна, с микенских времен, являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь также помещался ...

Интересные факты
В Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана. После оккупации она исчезла. Неизвестно, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru