Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Индуизм
Брахма - один из трех верховных богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов. В эпосе Брахма выступает как всеведущий и мудрый глава богов, которым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космического и морального порядка, установивший основные социальные институты на земле. Брахма выступает также персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магической силе аскезы (тапаса). В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Брахмы, так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Брахму на второй план. Брахма воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В концепции Тримурти, характерной для уже сформировавшегося индуизма Брахма теряет функции значимого для человеческой судьбы воздаяния, что ведет к свертывания поклонения ему. Брахма остается творцом мира и блюстителем этически нейтральной космической меры, тогда как Шива и Вишну берут на себя функции соответственно наказания проступков и поощрения праведности, благодаря чему поклонение им формирует отдельные направления внутри индуизма-шиваизм и вишнуизм.
В период брахманизма формируется и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня "расти") в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны (высшего знания, фюсиса) и мокши. Брахман оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т.е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, не становящееся, немыслимое, невидимое и пр., т.е. в итоге "не то, не то" (нети, нети). Атман (санскр. возвратное местоимение "сам", "себя" и др.) - подлинное человеческое "я", понимаемое в отрыве от преходящих наслоений социальных, психологических, физиологических и т.п. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собой, т.е. его сущность. В основных религиозно-философских школах индуизма (даршанах) атман понимается как духовная субстанция, т.е. сверхчувственная вещь, при этом обычно и нетождественное сознанию. В вайшешике - это вечная, всепроникающая субстанция, носитель ощущений, желаний, волевых усилий, познания, праведности и неправедности: в санхьее и йоге - это вечный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание; в адвайта-веданте - абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самоуглубления и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Одно из "великих речений" упанишад – "тат твам аси" (ты еси то). Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием мироздания, атмана с брахманом.
Индуизм представляет собой весьма сложное учение, на протяжении своей истории ставящее перед человеком сам разнообразные задачи. Вместе с тем, он, хотя и предписывает различные жизненные цели, направляет эти предписания не на одного и того же человека, а на разные общественные группы людей - касты, признавая за каждой из них особую миссию, которая должна дополнять миссии других каст. Эта концепция изложена в наиболее важной в вероучительном отношении части эпоса "Махабхараты" - "Бхагаватгите" ("Божественная песнь"), построенной в форме диалога перед началом великой битвы между великим воином Арджуной и богом Кришной (воплощение Вишну), выступающим в образе колесничего. В соответствии с излагаемым Кришной вероучением, санкционируемое религией жизненное призвание определяется кастой: если вы родились в низшей варне (вайшья), ваша жизненная цель - не более чем приятное покой обыденного опыта, поэтому занимайтесь исключите хозяйственной деятельностью; если вы родились в варне воинов (кшатрии), ваша жизненная цель - радикально приятное или радикальное отсутствие неприятного в этом либо в загробном мире, поэтому совершайте подвиги и честно исполняйте свой долг мирской власти; если вы родились в варне брахманов, ваша жизненная цель - слияние с абсолютом, поэтому занимайтесь аскезой и самоуглублением. При этом специфика действия закона кармы позволяет рассчитывать, что достойное исполнение низшей миссии станет условием перехода в будущей жизни к исполнению миссии более высокой, а исполнение самой высокой мисси к (брахманской) вообще приведет к выходу из перерождений.
Прочее на сайте:
Формационное своеобразие культуры Востока
К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ век ...
Живопись
Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы, когда начался общий про ...
Современные направления и приёмы работы в технике витража
Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А ве ...