Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Индуизм
Индуизм – древнейшая религиозная система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке; переселившиеся из Индии и этих областей последователи индуизма компактно проживают также в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Мавридий). Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.
Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.
На всем протяжении своей истории индуизм представляет собой комбинированный политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара), являющимся посюсторонним проявлением высшей, потусторонней реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита).
Пантеон индийских богов был сформирован в рамках т. н. ведической религии – в глубочайшей древности, когда соединялись религиозные представления арийских племен, завоевавших долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, - брахманизм. Она названа по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии с местными верованиями. Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.
Прочее на сайте:
Значение орнамента в истории развития культуры
Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно з ...
Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь
Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся в подмосковном Звенигороде, некогда называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе. Он был основан преподобным Саввой – учеником Сергия ...
Философские основы танца
Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореогра ...