Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Религия
Объектом религиозного культа в Древней Греции являлись олимпийские боги, неолимпийские божества и герои. По убеждению греков, их боги были антропроморфными (т.е. имели человеческий облик). Группу наиболее могущественных богов, которые не были привязаны к конкретной территории, представляли олимпийские боги (Олимп – главная их резиденция); их почитали по всей Греции. Они считались олицетворениями и повелителями основных частей вселенной, природных и общественных явлений: моря (Посейдон), подземного царства (Аид), организованной войны (Афина), неорганизованной войны (Арес), любви (Афродита), домашнего очага (Гестия), охоты (Артемида), виноделия (Дионис), торговли (Гермес), земледелия (Деметра), брака (Гера), ремесла (Гефест), полисного порядка и искусства (Аполлон). Между ними были установлены отношения родства. Во главе пантеона стоял Зевс – властелин неба, грома и молнии. Власть богов не была безграничной: они подчинялись судьбе – неотвратимому и необъяснимому универсальному порядку событий.
Второстепенные божества были представлены локальными божествами гор, рек, лесов, ручьев, озер, морей, отдельных деревьев, источников – в первую очередь нимфы, океаниды, нереиды. В отличие от олимпийских богов, они не обладали абсолютным бессмертием; их существование было привязано к определенному месту обитания: если оно исчезало, то умирало и живущее в нем божество. Другую группу составляли существа, чье бытие не зависело от какого-либо места или предмета, – сирены (полуженщины-полуптицы), эринии (старухи с собачьими головами и змеями в распущенных волосах), кентавры (полукони-полулюди) и др. Они превосходили людей размерами и силой, отличались от них своим полностью или частично зооморфным (зверообразным) обликом и могли погибнуть от их рук.
По убеждению греков, покровительство людям оказывали не только боги, но и герои – мужи, родившиеся от браков богов со смертными женщинами (Геракл, Персей, Диоскуры, Беллерофонт, Ахилл), наделенные непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Они были смертными по природе (исключение – Дионис), однако некоторые из них за свои подвиги удостаивались вечной жизни или на Олимпе, или в блаженных землях.
Одной из основных черт греческой религии была ее раздробленность и доминирование локальных культов со специфическими обрядами и верованиями. Общегреческое значение имели лишь культ Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии.
Греческая религия по своему типу являлась религией жертвоприношений, которые были неотъемлемой частью культа, наряду с молитвами, обетами и очищениями (тела, одежды, священной утвари). Местами почитания были, как правило, горы, рощи, ручьи и реки; на особых священных участках (теменах) возводились храмы – жилища богов, главными культовыми элементами которых были изображения (статуи) небожителей и алтари для жертвоприношений.
Религиозный культ носил как общественный, так и частный характер. В рамках полиса обряды в храме или на священном участке первоначально исполнял царь, а позже специально избранный магистрат. Внутри дома у очага, служившего алтарем, их совершал глава семьи; важную роль в семейном культе играли почитание предков, а также церемонии, связанные с рождением ребенка, браком, похоронами. В Греции существовал слой жрецов; жреческие должности нередко закреплялись за отдельными родами. Однако в Греции жрецы никогда не обладали таким влиянием, как на Древнем Востоке; их функция ограничивалась исполнением обрядов, советом в религиозных делах и определением воли богов, которую узнавали по небесным знамениям, полету птиц, особенностям жертвенных животных, направлению дыма от сжигаемой жертвы.
Особое место в греческой религии занимали мистерии – обряды эзотерических (тайных) религиозных обществ, носившие закрытый характер: в ним могли участвовать лишь посвященные (мисты). Существовали как местные греческие мистериальные культы (Деметры, Диониса, орфический), так и принесенные с Востока (Аттиса, Кибелы, Митры, Исиды). Многие из них восходили к древним празднествам плодородия и носили оргиастический характер (культы Деметры и Диониса): в процессе священнодействия посвященные доводили себя до экстатического состояния, таким способом приближая себя к богу.
Прочее на сайте:
Ханты-мансийское традиционное жилище
Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).
Этот ...
Леонардо да Винчи
В качестве основателя искусства Высокого Возрождения выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во вс ...
Итальянский гуманизм
Итальянский гуманизм – представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и сло ...