Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Афинский Акрополь в античные времена. Основание и строительство Акрополя

Статьи » Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон » Афинский Акрополь в античные времена. Основание и строительство Акрополя

Страница 3

Таким образом, дворец афинских басилевсов того периода был центром святынь, связанных с земледельческими культами и безопас­ностью страны. Жреческие функции древнего басилевса вполне законо­мерно перешли позже в руки басилевса, члена коллегии архонтов.

Хотя частично сохранившиеся фундаменты царского дворца не позволяют восстановить план дворца полностью, можно полагать, что общий комплекс дворцовых построек с его внутренними и внешними дворами, большим мегароном, с культовой площадкой и с жилыми помещениями, связанными друг с другом коридорами, был довольно обширным. Г. Ф. Стивенс, специально исследовавший остатки дворцо­вых построек, считает, что сохраненная в скале траншея и была осно­ванием стены, образующей западную границу дворцовых построек.

На Акрополе видны следы двух строительных периодов: более ранний из них относится, по-видимому, к XVI—XV вв., ко времени существования северного входа во дворец. Позже, может быть в XIII в. ввиду нарастающей угрозы вторжения дорийцев северный вход на Акрополь был перекрыт стеной, и лестница, вырубленная в скале, закрылась построенными здесь маленькими домами.

Самой замечательной постройкой этого времени является колодец, вход в который шел непосредственно из крепости. В западной части северной стороны Акрополя находилось четыре пещеры. В одной из них (самой восточной) археологами был обнаружен подземный про­ход в 35 м длины и от 1 до 3 м ширины. Используя глубокую трещину в северном склоне Акрополя, древние инженеры прорубили шахту на глубину около 36,5 м от уровня Акрополя и достаточно широкую для постройки в ней лестницы. Верхние ряды ступенек были деревянными, остальные каменными. В глубине скалы к самому водохранилищу вели 40 ступеней из сероватого мрамора, укрепленного на желтой глине. Лестница заканчивалась резервуаром около 4 м в диаметре с глубоким колодцем в центре.

Вода из него черпалась кувшинами. Постройка эта поражает изумительным познанием древних строителей геологических особенностей скалы; они имели ясное представле­ние об уровне воды в районе Акрополя. В периоды дождей уровень воды значительно поднимался, заполняя резервуар; летом количества воды в колодце также должно было хватать для водоснабжения укрыв­шихся на Акрополе жителей. Постройка такого колодца была делом чрезвычайно нелегким, и только крайняя необходимость могла заста­вить афинян предпринять ее. В мирное время население Афин

Гекатомпедон и реконструкция дворцового мегарона (Л. Холлапд). Существующие фундаменты окрашены в черный цвет

пользовалось водой источника Эмпедо (позже—Клепсидра), доступ к кото­рому был нетрудным и с Акрополя.

Лестница с деревянными креплениями указывает на спешку, с которой производилась постройка колодца. Очевидно, этот источник воды был заготовлен на случай осады Акрополя. Население крепости пользовалось им не более 25 лет, так как позже он был заброшен и его никогда не восстанавливали. Поэтому есть все основания предполагать, что колодец был построен в период, подготовки к борьбе с дорийцами. Эту датировку подтверждает и керамика, найденная у колодца и по бокам лестницы, которая относится к концу этого периода. Фрагменты керамики этого же типа найдены в микенских домах на северном склоне Акрополя и в Пеларгике у бастиона храма Афины Ники. В это же время возводятся мощные укрепления западного входа на Акрополь с включением в них Пеларгика.

Афин как города в это время еще не существовало. Территории между Ареопагом и холмом Муз, Рыночным Колоном и агорой, а так­же северные склоны Ареопага были заняты древними некрополями. Основное население жило отчасти на равнине, а отчасти на склонах Акрополя, где сохранились следы небольших жилищ на насыпных террасах. По-видимому, эти постройки возникали вблизи кольцевой стены Акрополя в поздний период (в конце XIV—XIII вв.), когда мирное население равнины оказывалось под угрозой военного на­падения.

При Клисфене была начата постройка нового храма Афины на Акро­поле, отличная от храма Афины, перестроенного и реставрированного Писистратидами.

Сложной и нерешенной до сих пор проблемой остается определение места и назначения построек, известных по надписям V в., — Гекатомпедона (т.е. Стофутового храма) и Опистодома. Некоторые ученые пыта­лись видеть в Гекатомпедоне восточную целлу древнего храма Афины; однако в надписи храм Афины называется просто “храмом”, следова­тельно, Гекатомпедоном была какая-то другая постройка. Одновременно для обозначения перикловского Парфенона часто употреблялось офи­циальное название Гекатомпедона как для восточной целлы Афины, так и для всего храма. При этом, однако, ни размеры целлы, ни тем более храма не соответствуют ста футам. Поэтому стали предполагать, что на­звание “Гекатомпедон” унаследовано от более древнего храма (Старый Парфенон), на месте которого был возведен храм Афины при Перикле. Но поскольку обнаруженные фундаменты и этого раннего храма не со­ответствуют масштабам “стофутовой” постройки, В. Б. Динсмур пред­положил, что и этот храм унаследовал свое название от еще более ран­него, который он образно назвал “дедом” Парфенона (так называемый “Прапарфенон”). Поскольку на вершине Акрополя не было места для других построек, кроме древнего храма Афины на севере и территории, занятой Парфеноном, на юге, постольку возможно, что первоначальный Гекатомпедон был святилищем, предшествующим Парфенону, хотя на Акрополе не сохранилось его остатков. Впрочем, некоторые думают, что Гекатомпедоном назывался не храм, а священный участок, объединяю­щий на своей территории основные святыни и алтари Акрополя .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее на сайте:

Святилище богини Ма
В святилище богини Ма, в пещере близь Пантикопея, представлена богиня, сидящая на троне со священным округлым сосудом в руках, по правую сторону, от которой изображен ее эквивалент — мировое древо с тремя стилизованными ветвями с каждой с ...

Плутон и Прозерпина
1621-22 г. Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Это два античных образа - Плутона и Прозерпины, дочери богини пладородия Цереры, которую Плутон похтитил, что бы сделаьть женой. Этот архаичный сюже ...

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров. Но так же, как и во всех других сторонах культуры, в римс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru