Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Религия в системе духовной культуры

Статьи » Духовная культура » Религия в системе духовной культуры

Страница 1

Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии на общественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культуры должен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованном виде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или иной исторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развития общества:

· религиозное сознание "является доминирующим, происхо­дит сращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделены светской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходит выделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­ская общность уже не совпадает с религиозной; осуществля­ется и закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не была монолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции, обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различием потребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурной деятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствовала религиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовной деятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали, философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения и выполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиозной является сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, а также предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень, ядро религиозной культуры.

Под светской культурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней мере три направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозное развитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ее институтов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистические настроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности между автономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существует множество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиозной или светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего: внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционные религиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светское осмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этом индифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские, коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным как средства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторые представители духовенства при анализе тех или иных проблем ( в том числе религиозного характера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и в других странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры – религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системой политеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыками в строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлических украшений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке. Введение христианства в его православной форме на Руси было связано с разрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так и мирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством. В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепные здания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозное образование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники, знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культуры ограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда ими соблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностями монотеистических религий ( христианства, ислама, иудаизма), несколько сдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающих мир.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Этапы развития цивилизации
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригиналь­ная, трагически быстро погибает (очевидно, после из­вержения вулкана). Ей на смену пришла н ...

Математика и естественные науки
В Византии общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии. Византийская математика в 4 – 6 вв. сводилась, прежде всего, к комментированию античных классиков: Феон Александрийский издавал и толковал сочинения Евк ...

Убедительность аргументов
Аргументы должны быть убедительными, т.е. сильными, с которыми все соглашаются. Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Наши собеседники анализируют наши аргументы и если находят ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru