Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Биография Бодровой Варвары Александровны
Жила в нашем городе Ясногорске великолепная мастерица, прекрасной души человек – Варвара Александровна Бодрова. 16 февраля 1997 года её не стало. Всю свою жизнь Варвара Александровна посвятила подлинному искусству, своему любимому занятию – художественной вышивке гладью …
Родилась в селе Архангельское 7 декабря 1922 года. Рано познала труд на селе. Вместе со всеми участвовала в становлении сельского хозяйства. А когда мирный труд прервала война, рыла окопы и строила аэродромы. Увиденное в своей жизни ей хотелось как-то отобразить, запечатлеть на память потомкам.
Вышивка для себя, а когда вышла замуж, в городе Симферополе с отличием закончила двухгодичные курсы, получив профессию инструктора художественной вышивки. Там же отработала 5 лет при Доме офицеров.
Вернувшись в город Ясногорск, пришла работать во Дворец культуры машиностроителей руководителем кружка художественной вышивки. И с 1953 года и до последних дней своей жизни не выпускала иглу из рук.
За эти годы она приобщила к самобытному истинно русскому искусству не одно поколение ясногорцев. Около 3000 детей были по настоящему увлечены вышивкой, хотя этот труд требовал огромного терпения, отнимал много времени.
Сколько же времени нужно, чтобы сделать сотни тысяч стежков с полным набором цветовых оттенков! В некоторых картинах используются нитки около сотни цветов и оттенков. Причём, технологию окраски ниток разрабатывала сама. Порой на одну картину уходили годы.
Ею создано около 200 картин. Это пейзажи, и портреты, и ее любимые цветы «Сирень», «Гвоздики», «Розы», где радостно торжествует разноцветье.
Вышивки мастерицы украшают не только стены наших домов. Ими восхищаются в Чехословакии, Польше, Индии, Японии, на Кубе. В результате огромного труда Варвара Александровна неоднократно была удостоена дипломом первой степени.
На выставке в Туле была награждена Почётной грамотой и ценными подарками за картины: «Лунная ночь», «Парк», «Портрет Ули Громовой». А в 1980 году ей вручили диплом «Мастер золотые руки».
В районном краеведческом музее находится коллекция её картин. Это поистине изюминка нашего музея и гордость района. Жаль, что не будет больших тёплых встреч с этим удивительным человеком, от общения с которым становилось так хорошо на душе – словно чистой родниковой воды напьешься.
В начале марта в память о Варваре Александровне планируют открыть в музее персональную выставку её картин, которые заставляют думать, восхищаться, удивляться и приходить в музей ещё и ещё раз.
При жизни Варвары Александровны было взято интервью и опубликовано в местной газете, статья называлась «Мастерица». Которое приводится ниже.
Недавно Ясногорский машиностроительный завод посетила профсоюзная делегация югославского города Крагуевац. Машиностроители радушно встретили посланцев дружественной страны и, конечно же, пригласили их в свой Дворец культуры. Гостям с берегов Адриатики всё во Дворце понравилось. Но в одной из комнат они были особенно восхищены увиденным. Поразили гостей вышивки, выполненные девочками из кружка Варвары Александровны Бодровой.
Да и как не удивиться: дети вышивают картины, в которых торжествует радостное мгновение. Счастье узнавания окружающего мира! Вот работа второклассницы Тани Лучкиной: огромный букет цветущих маков переливается тончайшими оттенками красных, розовых, сиреневых тонов. Марина Сычёва, ученица четвёртого класса, вышила и маки и тюльпаны. А десятиклассница Лена Потапова, будто нежнейшей акварелью нарисовала пейзаж: в голубое зеркало реки смотрит освещённый первыми лучами солнца лес. Горизонт алеет зарёй, а в небе плывут лёгкие облака. Берега реки укрыты шелковым разнотравьем, сквозь зелень которого алеют скромные луговые цветы…
- Скажите, давно вы занимаетесь вышивкой?
- Давно ли? Да, пожалуй, с тех пор, как себя помню. Увидела, как подруги это делают, дай, думаю, и я попробую. Потом записалась в кружок. Руководительница спросила: «Покажи, что ты умеешь?». Я принесла ей вышитый букет роз. Она посмотрела и говорит: «Что ж, очень хорошо. Берись теперь за картину». Я и взялась шить «Парк в Павловске». Потом «Лунную Ночь» вышила…
- А с детьми вы, с какого времени работаете?
- С тех пор, как в Ясногорск переехала. Восемнадцать лет уже. Мои первые ученицы стали матерями, выучились, работают…
- Варвара Александровна в кружках обычно бывает по 12-15 ребят. А у вас, их более ста! И все они идут на вышивку с удовольствием, занимаются очень прилежно. Но ведь каждому известно, что дети очень подвижны, любят шалить. Как вам удаётся добиться, чтобы вот эти озорные девчонки часами спокойно сидели за вышивкой?
- Да, действительно, дети увлечены вышивкой. Приходят совсем малышки, которые ещё иголку в руках держать не умеют. Как приучить их к усидчивости? Стала читать детские книжки. Очень много читаю. Придут девчонки на занятие, дам им задание. Они шьют, а я им пересказываю прочитанное, да поглядываю, как у них работа идёт. Надо всё заметить: когда полотно подтянуть, когда ошибку исправить… К концу занятия довожу рассказ до самого интересного места. Пока всю книжку перескажешь, смотришь, они уже по листочку вышили. НУ, а когда закончат свою первую работу, похвалишь их, с родителями поговоришь – тут уж у них и настоящая радость творчества появляется.
- Вероятно, вышивка даёт детям что-то такое, от чего богаче становится их внутренний мир? Задачу свою вы, надо полагать, видите не только в том, чтобы когда-то девчонки смогли украсить ярким узором своё платье…
- Конечно. Обратите внимание: дети вышивают в основном картины своей родной природы. Чтобы вышить березку, например, надо очень внимательно на неё в натуре. Если раньше, до кружка, дети проходили мимо неё как мимо чего-то привычного, обыденного, то теперь они видят её по-другому. Повезла я как-то девочек в Серпухов, в музей ходили. Смотрят они на картины и говорят: «Варвара Александровна, посмотрите, какая здесь даль, а вот там – глубина». Вышивка пробуждает в детях любовь к прекрасному, умение видеть его и понимать.
- Когда смотришь на картины ваших учениц и ваши собственные, невольно поражаешься вложенными в них терпение и трудолюбию. Сколько же времени нужно, чтобы сделать сотни тысяч мельчайших стежков, из которых получается такое выразительное полотно?
- А это смотря как считать. Вот картина «Весна на Варшаве». Я нашла недалеко от Ясногорска этот очень красивый уголок русской земли, потом две весны его рисовала – как раз в пору цветения сирени. А потом более полугода шила. Вообще же на картину уходит в среднем 5-7 месяцев.
- Все ваши вышивки, Варвара Александровна, очень многоцветны. Если всмотреться даже в простой лепесток мака, то на нём можно насчитать нитки пяти-шести оттенков. А сколько их на сложных картинах – пожалуй, даже сосчитать нельзя. Причём нитки таких тонов, по-моему, в продаже не всегда бывают…
- Вы правы. Нитки мы покупаем только белые, а крашу я их сама. И краски сама составляю. Ещё когда училась вышивке, стала пробовать смешивать разноцветные анилиновые красители. Попробуйте найти нитки такого цвета, каким можно вышить, например, дым или туман. Нет таких. Вот и приходится смешивать краски, искать нужные оттенки. Сперва, бывало, найду удачный тон и сразу записываю в тетрадь, из какой смеси он получается. Много записей было. Теперь уже наизусть всё помню. Нитки крашу в сто оттенков.
- Вам, конечно очень дорога ваша «Весна на Варшаве». А есть ещё картины, особенно любимые?
- Прежде всего, те, на которых изображены люди. Особенно если требуется портретное сходство. Это самая сложная вышивка. В нашем краеведческом музее есть мои картины «Ленин на станции Розлив», «Ленин в рабочем кабинете». «Дети, бегущие от грозы». Очень много над ними работала
Варвара Александровна показывает красивую и изящную вышивку: в плетёной из коричневых прутьев кошёлке – грозди свежей сирени. Кажется, ещё роса на них не высохла. Причём цветы имеют объём. Это мастерица применила особый шов – «гладь тесьмой».
Не только в Ясногорске можно увидеть вышивки мастериц. Несколько картин они подарили друзьям из Северо-Словацкой области ЧССР, из Польши. Некоторые работы уехали в Японию, Индию, на Кубу…
В прошлом году на областной выставке самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Тула – родина моя» В. А. Бодрова получила диплом первой степени. Сейчас она готовится к выставке, посвящённой 60-летию Великого Октября, вышивая для неё картины «Ленин и Крупская в Горках», «Прудник» и «Уборка урожая».
Расставаясь с Варварой Александровной, я пожелала ей новых успехов и подумала: «До чего же хорошо, становится от общения с такими людьми! Будто чистой родниковой водой умоешься!». (Н. Столярова, г. Ясногорск).
Так же были и другие статьи, посвящённые Бодровой Варваре Александровне, которые я напишу ниже.
- Художественная вышивка
- Статья Круг наших интересов иглой и нитью
- Статья чародейка красок
- Ремесленниками становятся, художниками рождаются
- История, связанная с вышивкой картин в моей жизни
Прочее на сайте:
Готы и символы
Готическая эстетика крайне эклектична (эклектизм – неорганичное соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов). Основным готическим символом является египетский ...
Публикации
Опубликованы материалы:
1. "Письма Веры Хлебниковой"
2. "Жизнь лишь творчеством прекрасна"
3. "Хлебниковы живут здесь"
4. "Музей Будетлянина"
5. "Будетлянин"
6. "Музей Велимира ...
Величие и упадок мифов
Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения.
С одной стороны, любой ми ...