Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Культ Аполлона
Аполлон – бог Солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов, выдвинулся из официального пантеона богов, под своим прежним именем, с которым прибыл извне.
Для жителей Малой Азии 4- 3 тыс. до н.э., Аполлон северянин. Он явно не равнодушен к гипербореям. «И эта его любовь к обитателям севера, память о них, как о лучшем, справедливейшем народе, конечно же не память самого Аполлона, а выраженная в аллегорической форме памяти народа – носителя его культа». Многовековая литературная обработка образа привели к тому, что Аполлон воспринимается исключительно как классический образ юного красавца, светоносного бога – покровителя изящных искусств. Прояснить первоначальный облик божества, можно только отделяя один за другим поздние пласты мифотворчества. Поскольку данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологии имени Аполлон можно предположить, что сам образ имеет догреческое, малоазийское, а возможно и вовсе не индоевропейское происхождение. Немецкий исследователь Х. Коте считает, что культ Аполлона возник в районе Среднего Дуная. Академик Б.А.Рыбаков пишет: « Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето – артемидо – аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на севере от Греции». Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию, а в представлении «микенских греков» Аполлон выглядит внешне варваром: «не стригущий власов», «длиннокудрый» (по словам Гомера).
Геродот в 5 веке до н. э. засвидетельствовал присутствие сколотов в Северном Причерноморье. Академик Рыбаков доказал принадлежность сколотов к праславянам. Наиболее подвижная, молодая, раннедружинная прослойка устремилась в богатые и оживлённые приморские области. Б.А.Рыбаков считает, что исходная точка многообразного облика Аполлона связана со скотоводческой пастушеской средой. Из изложенного выше становится объяснимой гипотеза трансформации праславянского «Кополо – н» в русский – как «Купало», в древнегреческий, а затем в греческий – как «Аполлон». Оба божества молоды и юны, символы плодородия, оба умирают и воскресают, являясь как бы «сезонными богами», связывая миф с развитием растений и семян. В Дельфах, как и на Делосе, Аполлон связывался с Солнцем и огнём. В описании Деодором страны гиперборейцев обычно не замечается одно интересное сообщение: на острове находился великолепный храм Аполлона, достойный похвалы, украшенный многочисленными приношениями, шарообразный по своей форме. А всё сферическое и вообще шарообразное, согласно Порфирию, подобно Космосу и Солнцу. Впрочем, для арийской мифологии характерна двойственность светового божества: Митра и хвар, Вивасват и Сурья.
«Аполлон известен, в первую очередь как бог солнечного света, красоты, гармонии и покровительства искусствам – однако, таким он становится только в классическое эллинистическое время» сохраняя одновременно при этом «многие свои более ранние, в том числе хтонические черты» хотя его отождествление с Гелиосом – Солнцем произошло поздно – в 5в. до н.э. – главным образом в произведениях Еврипида).
Последние – напрямую связаны с загробным миром, идеей о возрождении. «Геродот связывает их происхождение с Египтом, где Гор – Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры». Аполлон связывался своим рождением и с такими «ультра хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д.
Культ Аполлона на Боспоре засвидетельствован с конца 5 века до н.э. нумезматическим материалом.
Начиная с конца 4 в. до н.э. наибольшее распространение получил культ Аполлона врачевателя и занял почётное место на Боспоре, находясь под покровительством Левнона (389\8 – 349\8г. до н. э.). Перисада 1 (344\3 – 311\10 года до н. э.), Спартона 3 (304 \3 – 284\3 г. до н. э.), Левнона 2 (240-220 г. до н.э.). Исходя из того, что культ Аполлона врача в 4-3 веках до н.э. находился под покровительством спартакидов, исследователь Сударев Н.И. делает следующие выводы:
- это был главный полисный культ Пантикопея с момента его основания. «В Пантикопее на горе Митридат найдено 2 посвящения Аполлону врачу, одно из них относится к концу 6 началу 5 века до н. э., второе – к нач. 4 века до н. э.». Самое почётное место в Пантикопее занимал, при Спартакидах храм Аполлона Врача. Жрецы в храмах Аполлона Врача были представлены высшей Боспорской знатью и членами семьи спартакидов.
Фролова Н.А. выделяет несколько типов монет с изображением Аполлона или его атрибутов и свидетельствующих об официальном культе этого божества. Строительство монументального храма Аполлону Врачу подтверждает существование религиозного союза вокруг этого культа в 5 веке до н. э. Чеканка монет с легендой Аполлона связана с вышеупомянутой амфиктионии и с храмовым чеканом.
Существование Амфиктеонии предполагает наличие данного культа в качестве одного из основных, в ряде городов на берегах Боспора, которые собственно и могли вокруг него объединяться. Одним из самых информативных источников о религиозной жизни в античном Северном Причерноморье являются граффити. Однако большая их часть остаётся неопубликованной, кроме того, они являются, весьма сложными для интерпретации. Известно большое количество посвящений Аполлону в Феодосии, Пантикапее, на мысе Зюк. Меньше их в Нимфее, Ките. Весьма немного следов почитания Аполлона и в раннем полисе на месте Анапы (Синдской Гавани).
Прочее на сайте:
Озеление Кенигсберга
В связи с именем Франца Хайтмана стоит упомянуть и процесс озеленения Кенигсберга. До середины 19-го века это был обычный средневековый город – с очень небольшим количеством деревьев на улицах. В 1875 году, в столице Прусии – Кенигсберге ...
Выдающиеся скульпторы эпохи архаики
Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно ...
Приход Галы
Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою очередь, Галу смущал этот напряженны ...