Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Скульптура XX века советского периода
Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 года. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.
Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков, созданных художниками объединения "Мир искусства" М.А.Врубелем, Л.С.Бакстом, К.А.Коровиным и другими.
Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но постепенно, уже в 1910-е годы, складывались основные принципы формирования графической коллекции, основанные на необходимости наиболее полного отражения всех значительных явлений русского искусства. В те годы впервые было признано необходимым собирать не только законченные рисунки и акварели, но и так называемый "рабочий материал" - эскизы, этюды, наброски известных живописцев, скульпторов, архитекторов. Увеличение коллекции графических произведений определило создание в 1918 году самостоятельного отдела графики, в составе которого были не только рисунок и акварель, но и гравюра.
В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 году музей получил 1713 произведений из семьи художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С.Боткина. Среди 1320 графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки А.П.Лосенко, М.И.Козловского, А.Е.Егорова, О.А.Кипренского, П.А.Федотова, П.Ф.Соколова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, В.А.Серова и других мастеров русского искусства.
Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины Х1Х века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова, Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII- первой половины Х1Х веков.
В 1972 году секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ века. Современное графическое искусство, начиная с 1917 года, было представлено в другом музейном собрании - отделе советской графики, созданном в 1932 году. Формировании этой коллекции с самого начала было связано с активным участием сотрудников отдела в художественной жизни - посещением выставок и мастерских художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.
В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский музей в 1926 году живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные ведущими мастерами русского авангарда - К.С.Малевичем, М.З.Шагалом, П.В.Митуричем, Н.И.Кульбиным, Л.А.Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического искусства.
В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С.Петрова-Водкина, В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Н.Самохвалова, В.М.Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция графики периода Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 году для Русского музея с выставки "Ленинград в годы блокады". В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание.
Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ века П.Н.Филонова, наследие которого было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200 листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция Г.М.Левитина (около 2300 произведений, среди которых работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровай, А.Г.Тышлера, Б.Д.Григорьева и многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей по завещанию владельца. Прошедшее десятилетие связано с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 году было принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея и вместо трех, бывших ранее, было создано два. Так отдел "старого рисунка", как его обычно называли, получил материалы из отдела советской графики. Возник новый отдел рисунка и акварели XVIII-XX века, один из крупнейших в музее, в котором хранится более 110 тысяч произведений.
Прочее на сайте:
Грабарь-живописец
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Феврал ...
Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их ткали ручным способом, на вертикальном станке шириною до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олим ...
"Тайная Вечеря"
Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески "Тайная вечеря", написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монасты ...