Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Восточная культура
Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур – это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Путь человека на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма.
Индийская культура.
Почти две тысячи лет Индия не существовала как некое политическое единство, но культурное единство сохранялось, и индийская культура до сих пор поражает не только своей самобытностью, но и своей цельностью. Как и в других восточных государствах, культура Древней Индии основывалась на мифологии. Особенностью древнеиндийской мифологии являлась её множественность. Это не система мифологических представлений, а несколько таких систем, что обусловлено спецификой развития древнеиндийской культуры. Самые ранние формы древнеиндийской мифологии достаточно традиционны – пещерная живопись, мифологическое обрамление погребальных обрядов и т.д. Дравидские племена, первоначально перемещавшиеся по территории Древней Индии, также достаточно традиционны, хотя появление культа Богини-Матери указывает на начало перехода к оседлости. Четкие представления о богах, в отличие от духов практически отсутствуют. На первом плане стоят, как и в других культурах этого типа, почитание духов предков и культ животных.
Одно из самых знаменитых изобретений, предписываемых древнеиндийской культуре – шахматы и подобные им игры. В играх такого типа использовались фигуры, имевшие сексуальную символику, а борющиеся стороны обозначались как «женская» и «мужская», что, в сущности, соответствует китайским «инь» и «ян».
Другим компонентом древнеиндийской мифологии является ведийская мифология, выраставшая из соответствующих представлений ариев. Жрецы арийских племен после их вторжения на территорию Древней Индии сочинили новые гимны, которые передавались из поколения в поколение.
В древнеиндийской мифологии существует много богов, а богинь мало, хотя они всё же есть. Великий Бог-Отец был известен под именем Дьяус. Кроме того, древние арии поклонялись богу войны и грозы Индре, выступающему в сопровождении второстепенных богов – марутов. Индра изображался буйным, лишенным моральных принципов и склонным к пирам и пьянству. Имелись также другие боги: бог Луны – Сома, бог Огня – Агни и др.
К концу I тысячелетия до н.э. на смену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает в результате демократизации ведийских концепций и соединения их с народными верованиями более древнего происхождения. Верховным богом становится Брахма – творец мира, который открывает триаду верховных богов (Тримурти) – Брахмы, Вишну и Шивы. При этом Вишну рассматривается в качестве бога, сохраняющего вселенную, сотворенную Брахмой, а Шива – в качестве бога, эту вселенную разрушающего.
Индийская мифология развивает учение о душе, карме и сансаре. Согласно традиции карма (от древнеиндийского – дело, деяние, поступок) понималась как невидимый созревающий плод предшествующих дел (действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание. Сансара (от древнеиндийского samsara – переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) служила обозначением мирского бытия в качестве цепи рождений и перехода из одного типа бытия в другой.
Древнеиндийская философия разнообразна по форме и очень глубока по содержанию. Ее особенностью является четко выраженная практическая направленность, связь с повседневными нуждами и потребностями человека. Шесть философских направлений (даршан) ориентированы на авторитет «Вед», а потому называются ортодоксальными. Среди них отметим йогу, которая является именно философией, включающей в себя целый ряд упражнений для тренировки тела и духа и подготовки к освобождению (именно эта часть йоги известна в Европе больше всего). Среди неортодоксальных даршан особую роль в развитии индийской культуры сыграл буддизм, который являлся не только философией, но и религией, этикой и определенным образом жизни. Основу учения буддизма составляют так называемые «четыре благородные истины»:
Прочее на сайте:
Капелла святого Адальберта
Католический костел Святого Адальберта представляет собой постройку в строгом стиле архитектора Франца Хайтмана. Она была освящена в 1904 как капелла для новой «колонии вилл» Амалиенау.
Уже в 1932 капелла была достроена и получила стату ...
Аркадия
Аркадия появилась, когда Одесса уже была. По словам А.М.Дерибаса (1856-1937), она началась с лачуги на высоком берегу, построенной каким-то бедным рыбаком из греков. Если кто-либо присаживался у входа в лачугу, чтобы отдохнуть, он подозри ...
Зрелый этап развития готического искусства
Франция. Особенно богато скульптурное убранство в Реймсском соборе 1 — одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи. Внутреннее пространство Реймсского собора характерно д ...