Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Восточная культура
В Древнем Китае возникла весьма своеобразная письменность. Каждое слово здесь изображалось отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются и схематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Великим изобретением китайцев была бумага, на которой стали писать с помощью волосяной кисточки.
Переход к оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множество родов, говоривших на своих языках. Поэтому понимание устной речи в границе единой территории было весьма затруднительно или даже невозможно. В результате логографическое письмо оказывается объединяющим элементом культуры.
Значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в эпоху Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.) делались наблюдения за звездами и появились начальные формы календаря. В период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) календарная система была усовершенствована. В период Хань (206-220 гг. до н.э.) была составлена карта звездного неба.
В V-IV вв. до н.э. древние китайцы начали писать на шелке. Но этот материал был слишком дорогим, и из-за этого не смог стать распространенным материалом для письма.
В VI-V вв. до н.э. китайские монахи начали печатать с деревянных гравюр различные иконы, амулеты, тексты. Тогда же у китайцев постепенно появляется множество книг и начинается формирование библиотек. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-Цзин»). В нем была сведена в систему и записана («кодифицирована») вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывно связана древнекитайская философия, внимание которой было направлено на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют четыре философские школы:
1. конфуцианство,
2. даосизм,
3. моизм,
4. школа закона («легизм»).
Учение Конфуция (Конфуций, по-китайски Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.)) многослойно и включает в себя элементы философии, религии, этики. В центр своих рассуждений Конфуций ставит человека, но не как индивида, а как члена общества. Общество, согласно Конфуцию, должно управляться только с помощью моральных норм. Целью всех его усилий была гуманность, предполагающая любовь к людям.
Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, было «дао», что означает «путь», «учение», «мировой закон» и др. Данное философское учение интересует прежде всего цикличность бытия, постоянство в изменении, которое предполагает движение по кругу, постоянное чередование тьмы (инь) и света (ян). Повсюду господствует принцип «вечного возвращения». Реальным считается лишь то, что не возникает и уничтожается, а повторяется. Считалось, что новое не нужно и недопустимо, должно повторяться прошлое. Оно не исчезает, а лишь отходит в Небытие, откуда вновь регулярно возвращается.
Что касается моизма, то основатель этой философской школы Мо-цзы (ок.475-395гг. до н.э.) сделал главным предметом своей проповеди принцип «всеобщей любви», который противостоит конфуцианскому принципу гуманности. «Воля неба»- высший принцип для моистов. В своё время моизм ценился наряду с конфуцианством, но он просуществовал всего два века. Причины исчезновения моизма до конца не ясны.
Значительно большее воздействие на китайскую культуру оказал легизм. Он поставил в центр внимания административно-правовые управления государством. Легистам политика представлялась несовместимой с моралью,и их идеалом является жестко сконструированное деспотическое государство. Эти идеи были реализованы во время правления Цинь Шихуанди (246-210гг. до н.э.),что в культурном отношении привело Китай к катастрофе. После смерти Цинь Шихуанди влияние концепций легизма значительно слабеет и они сливаются с идеями конфуцианства. Начиная с эпохи Хань легизм прекратил свое существование в качестве самостоятельного философского течения.
Японская культура
Начальный период японской культуры (III – VI вв.) носит название курганного (кофун дзидай) – по типу погребений. Кофун представляет собой квадратный спереди и круглый сзади курган, обнесенный рвом, наполненным водой. С птичьего полета он напоминает замочную скважину. В настоящее время обнаружено более 10 тысяч курганов. Самый крупный и наиболее древний из них – кофун Хасихака вблизи священной горы Мива на равнине Ямато (о. Кюсю). Его размеры (278 м) дают археологам основание утверждать, что под этим курганом захоронен один из первых царей Ямато.
В III – VI вв. среди жителей равнины Ямато оформилось представление о том, что царь (окими) является обителью божественного духа (митама) горы Мива. В VII в. из Китая был заимствован термин тэнно – небесный правитель. Сложилось одно из специфических явлений японской культуры – культ тэнно-божественного императора, вместившего в свое тело божественный дух и единолично обладавшего правом на кунитама – божество – покровителя страны. Ускорению этого представления способствовали обряды воцарения. Обряд состоял в том, что царь должен удалиться в специально выстроенное помещение и провести там некоторое время, возлежа на циновке под одеялом. Считалось, что тогда божественный дух вселяется в него. Главными составляющими национальной религии японцев являются культ предков (синто) и обожествление духов (ками). Называется эта религия синтоизм.
Прочее на сайте:
Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль
На Нижнем Амуре (в Восточном Приамурье) петроглифы находятся на расположенных на берегу базальтовых валунах, частично — на скалах береговой террасы. По названию крупнейшего памятника Сакачи-Алян (село Сакачи-Алян, 60 км от Хабаровска) — н ...
Джордж Нельсон
Среди разнообразной литературы, так или иначе обсуждающей проблематику дизайна, книга "Проблемы дизайна" и статьи Джорджа Нельсона занимают особое положение. Необходимо подчеркнуть, что Нельсон до настоящего времени остается акт ...
Анимизм
Переходя к культурным народам, мы можем указать сиамцев как пример народа, который принимает, что душа состоит из тонкого вещества, недоступного зрению и осязанию или как бы связанного с быстро движущимся воздушным телом. В классическом ...