Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Египет
Большое влияние на формирование древнеегипетской культуры оказывала религия, основными чертами которой были: длительное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм (объединение в одном двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое) и, наконец, тесная связь религии с магией. Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными и живучими.
Жречество обладало огромной силой, и хотя оно вступало иногда в конфликты с царской властью, это не мешало ему создавать учения о божественности фараона и призывать массы населения к повиновению «сыну Солнца», как именовали себя властители Египта. В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению власть имущим. Безусловно, египетская религия на протяжении тысячелетий изменялась, приспособлялась к социальным сдвигам и политическим переменам. Однако многие старинные верования, связанные еще с исчезающими родоплеменными обычаями, сохранялись в долине Нила дольше и упорней, чем в других древних странах. Вначале - собирательство и охота, потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. «Греческих путешественников», - писал Редер Д. - «особенно поражал необычайно распространенный в Египте культ диких и домашних животных, а также всевозможных птиц, рыб и насекомых. Примеры можно приводить бесконечно. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Во многих местностях даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали. Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей)» (11). Иногда из бесчисленного множества представителей какого-либо вида животных отбирался один и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу в форме скарабея, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным.
Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (священного быка). Все эти верования были отдаленным пережитком тотемизма, характерного для охотничье-собирательской стадии хозяйственного развития и родового строя.
В новых социально-экономических условиях прежние тотемные предки, имеющие облик зверей, птиц и рыб, превращались в богов-покровителей той или иной местности, а иногда всей страны. Боги в Египте чаще, чем в других странах изображались в виде животных. Иногда даже человекообразный бог изображался с головой барана, кобчика, крокодила и т. д., а богиня с головой коровы, львицы или кошки.
Такое почитание животных было следствием религиозных воззрений египтян, где все видимое в природе воспринималось за видимый образ божества. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых особенно выделяли лотос. Считалось, что из цветка лотоса вышел бог Солнца - Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы почитали заостренные камни (по их аналогии и стали строиться обелиски).
В Древнем Египте существовали многочисленные местные божества и культы (в Мемфисе почитался бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового разума - Птах; в Фивах - Амон; в Гелиополе - Ра), а также боги общеегипетские, почитаемые по всей стране. Среди них - бог Солнца Ра; бог - покровитель власти фараона Амон, включивший в свой культ ряд функций бога Ра; Осирис - бог умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира; богиня Исида - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания, символ супружеской верности и материнства; бог - Гор - защитник фараонов, бог Солнца, побеждающий силы мрака; бог мудрости, письменности и счета - Тот и многие другие (число египетских богов, как предполагают ученые доходило до 2000).
Прочее на сайте:
Понятие бионики
Био́ника (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе ...
Деловое общение и его особенности
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или ...
Трианоны: неофициальные "семейные"
резиденции королей
Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез; построенный в 1670 году архитектором Лево павильон был украшен сине-белой фаянсовой плиткой, имитирующей дельф ...