Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Египет
Поскольку в Египте существовал культ животных, звероподобными были и некоторые боги. Так, покровитель умерших - Анубис изображался в виде человека с головой шакала, богиня войны Сохмет - с головой львицы, бог Гор изображался в облике сокола. Высшим же культом был культ Солнца, воплощенный в боге Амон-Ра, сам Египет называли страной Солнца, а фараонов его сыновьями, обелиск - впервые созданный в Египте - символизировал солнечный луч. Если римский император становился богом лишь после смерти, то египетский фараон уже при жизни, считалось, обладал божественной силой.
Некоторые ученые высказывают мнение, что в Египте было сформулировано понятие Троицы, воспринятой христианством. Над всеми многочисленными божествами стоял один - «бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных. Он - творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища» (5) . Этот бог не имел ни имени, ни образа. Он порождал в самом себе отца, мать и сына Бога, не выходя из бога. Это бог, которого все священные мифы называют «единым действительно живущим существом», породил всех низших богов.
И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.
Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами Лишь при правлении Амонхотепа IV была предпринята попытка привести столь разрозненную, разветвленную систему богов привести к единому знаменателю. Фараон ввел культ единого бога - Атона и стал называть себя Эхнатоном («блеск Атона»). Эхнатон построил новую столицу - Ахетатон («горизонт Атона»). Но реформа не привилась. Она встретила сопротивление жрецов - антагонистов фараона
Другим своеобразием египетской религии было то исключительное значение, которое придавалось заупокойному культу. Если в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел мрачным и безотрадным, и умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земной жизни, то в Египте религиозное учение было иным. Каждый человек обладал, по мнению древних египтян, несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались: «сах» - тело человека, «шунт» - его тень, «рен» - его имя, «ах» - его привидение, «ба» - проявление сущности, «ка» - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире». В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих Истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами.
Здесь происходил суд над умершим. Каждый из сорока богов задавал по одному вопросу. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я никого не убил» и т. д. Затем судья взвешивал сердце души, помещая на вторую чашу весов статуэтку Правды. Если статуэтка оказывалась тяжелее, душа возносилась вверх и признавалась безгрешной, отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи. Если же статуэтка оказывалась легче, то душа, опустившись вниз, тут же пожиралась адским чудовищем. Эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной - следствием ее становилось полное небытие человека.
Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой. Так жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Считалось, что земные жилища - это гостиницы, которые не стоит строить особенно прочно, лучше заранее приготовить себе «жилище вечности», т. е. гробницу.
Прочее на сайте:
Особенности древнерусской городской культуры
В советской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторым крупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались, став ...
Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль
На Нижнем Амуре (в Восточном Приамурье) петроглифы находятся на расположенных на берегу базальтовых валунах, частично — на скалах береговой террасы. По названию крупнейшего памятника Сакачи-Алян (село Сакачи-Алян, 60 км от Хабаровска) — н ...
Воспитание в системе культуры
Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитани ...