Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культура Древнего Египта как пример древневосточного типа культуры

Статьи » Древневосточный тип культуры » Культура Древнего Египта как пример древневосточного типа культуры

Страница 1

Древнеегипетская цивилизация, вышедшая из многотысячелетней толщи первобытности, была одной из великих древневосточных культур. Мир древнеегипетской культуры, как и мир всей древневосточной цивилизации – это мир преодоления первобытного мифрологизма, это магический космос, в котором человек чувствует себя подчиненной частью. Но он обожествляет уже не только природные стихии, как это делал первобытный человек, он обожествляет уже и поднявшееся над ним государство, которое мыслится как продолжение божественной гармонии мироздания. Древнеегипетская культура проявила в себе все характерные черты древневосточной культуры в целом: авториторно-административную систему власти во главе с божественным фараоном, общинный принцип организации жизни, торжество идеи государственного единства над личностью, традиционализм, целостный взгляд на мир. И все эти черты нашли свое отражение в памятниках искусствах, которыми восторгается человечество уже несколько веков.

Все эти черты культуры Древнего Египта во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного способа выживания в данных исторических и географических условиях. На заре древнеегипетской культуры, в VI–V тысячелетии до нашей эры, в условиях глобального потепления, когда пустыни северной Африки начали расти и происходило сокращение кормовой базы, племена «протоегиптян» были вытеснены более сильными племенами в долину реки Нил. Новые природные условия, постоянная борьба за выживание и необходимость коллективного труда над строительством оросительных систем привели к возникновению высокоразвитой египетской цивилизации. Возникло деспотическое царство и человеку потребовалось объяснить и оправдать новую социальную реальность, без которой он не мог бы выжить и которое стало одновременно и орудием выживания и орудием подавления. Это государство родилось не из потребности социальной свободы, как это было на западе, а из потребностей жесткого объединения, что было адекватным ответом человека на вызов конкретных природных условий. Дело в том, что выжить в Египте, как о вообще во всех очагах древневосточных цивилизаций, возможно только практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна. Создание оросительных систем и общественного зернового фонда требовало планомерных затрат огромного количества ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества разрозненных, а подчас и изолированных сельскохозяйственных общин в единое целое. Выполнить эти задачи мог только обожествленный фараон, чей авторитет был «подкреплен» божественной санкцией.

Фигура древневосточного царя вообще и фараона в частности, вещи уникальная. Это не просто человек, один из многих, это живое олицетворение бога и государства. Вся жизнь древневосточного человека строилась вокруг фигуры царя. Поэтому в одном из писем к бежавшему провинившемуся сановнику фараон пишет, что прощает его и позволит поставить его гроб рядом с своим. Для древневосточного человека это была величайшая честь и милость – и при жизни и после смерти быть рядом со своим царем.

Египтяне всю свои жизнь организовывали вокруг фараона, соотносили с ним свои дела и помыслы, в нем видели источник благодеяний и бедствий. Он центровал собой весь мир, был его стержнем и средоточием. Все остальные люди были в одинаковой мере рабы перед фараоном. Между собой они различались близостью или удаленностью от этого божественного центра.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Джайнизм
Джайнизм – религиозное учение, оформившееся в 6-5 вв. н.э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавира "Великий гер ...

Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. 1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. ...

Структура библиотековедения как общественной науки
Среди общетеоретических проблем важное место занимает определение его структуры, представление о которой складывалось, главным образом, в связи с установлением перечня учебных дисциплин, с разработкой схем библиотечно-библиографической кл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru