Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности
Своеобразие Древнегреческой культуры проявилось в особенностях отдельных феноменов культуры Древнего Египта. Общий для всех религий древних цивилизаций политеизм в Египте отличался ярко выраженным зооморфизмом, что было следствием уже отмеченного традиционализма и консерватизма. Египтяне представляли своих богов в образах животных. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львицы, Тот – павиана, Себек – крокодила, Уаджет – кобры. Со временем, когда память о фетишизме и тотемизме уходила все дальше вглубь веков, изменилась форма изображения богов, они все чаще изображались в виде человека, но с головой животного: боги Ра и Гор с головой Сокола, бог Ханум – барана… В Древнем Египте боги олицетворяли природные явления, абстрактные понятия, общественные организации. Боги различались на местные божества, которые почитались в каждом доме и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые по всей стране.
Одной из ярких особенностей религиозной и духовной жизни Египта было обожествление царя – культ царствующего фараона. Фараон – воплощение божества в образе человека, имеет двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение – результат священного брака бога-отца (Ра, Амона-Ра) и земной женщины – матери фараона. На земле фараон правил как воплощенный бог Гор. Произносить священное имя бога запрещалось (табу), это могло нанести вред царю. Царя называли иносказательно – «великий дом» (пиро, отсюда – фараон).
Характеризуя же Древнегреческую культуру, можно назвать следующие ее особенности:
Во-первых, эстетизм. Античная культура была преимущественно культурой созерцания, культурой эстетического отношения к действительности, культурой зримого, телесного, прекрасного космоса. Образы Орфея и Нарцисса являются символами красоты и созерцания, их образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности. Орфей является прообразом поэта как освободителя и создателя. Его язык – песня, его труд – игра. Искусство, свобода и культура слились в его личности, ибо он умиротворяет человека и природу эстетикой, а не с помощью силы. Противоположный архетип, выразивший начало «производительности», производительного труда, воплощающий стремящийся ввысь человеческий дух, связан с Прометеем.
Во-вторых, космизм. Чувственный материальный космос – вот основа античной культуры. Космос для древних греков – это воплощение порядка, меры, гармонии, совершенства, красоты. Космос признается исходным пунктом мира. Он предшествует человеку, а человеческая телесность – его часть, истечение, эманация. Космос – это абсолют, ничего кроме космоса нет. Это выражение предельного объективного порядка и, вместе с тем, космос есть нечто одушевленное, живое, разумное. Греческие мудрецы искали главный ориентир жизни в законах космоса. Космос есть абсолютное божество. Античные боги – это обожествленный космос, и они являются только обобщением соответствующих областей природы. Следовательно, пантеум вытекает из самих основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса. Космос воспринимается как нечто первичное, целое, идущее от исходных полисных оснований античной культуры.
В-третьих, античность основана на соединении фатализма и героизма. Космос есть некий объективный порядок, который все «предписывает». Античная культура развивается под знаком фатализма. Необходимость – это судьба, рок и нельзя выйти за ее пределы. Мойры. Ананка. Тюхе являются образами судьбы. За этими образами в духе античности стоит смысл рока, как нечто неведомое, что определяет будущее в его неведомом виде. как слепая необходимость, которая ожидает и людей, и богов. Жизнь человека стоит перед некой фатальной неотвратимостью. Судьба как рок. неотвратимость и необходимость – античный смысл судьбы. Человек, признавая власть судьбы, оставлял за собой право поступать как угодно ему. Ахилл знает, что он погибнет у Трои, но он знает также, что без него Троя не будет взята. И он не обращает внимания на предостережение – он герой. Погибать ему или нет – дело судьбы, а его смысл – быть героем.
Прочее на сайте:
Готический стиль в Германии
Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в си ...
Готическая субкультура в современном мире
Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «dark culture» («темной культуры»), в целом под этим термином имеют в виду общую «темную» субкультуру, включающую в ...
Греческая Одесса
Отдельным пунктом своего научно-исследовательского задания я выделю то, что сделали греки для Одессы. Этот город знают во всем мире благодаря ее неординарным людям, историческим событиям, коснувшимся ее в Великую Отечественную войну, а та ...