Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Страница 1

Своеобразие Древнегреческой культуры проявилось в особенностях отдельных феноменов культуры Древнего Египта. Общий для всех религий древних цивилизаций политеизм в Египте отличался ярко выраженным зооморфизмом, что было следствием уже отмеченного традиционализма и консерватизма. Египтяне представляли своих богов в образах животных. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львицы, Тот – павиана, Себек – крокодила, Уаджет – кобры. Со временем, когда память о фетишизме и тотемизме уходила все дальше вглубь веков, изменилась форма изображения богов, они все чаще изображались в виде человека, но с головой животного: боги Ра и Гор с головой Сокола, бог Ханум – барана… В Древнем Египте боги олицетворяли природные явления, абстрактные понятия, общественные организации. Боги различались на местные божества, которые почитались в каждом доме и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые по всей стране.

Одной из ярких особенностей религиозной и духовной жизни Египта было обожествление царя – культ царствующего фараона. Фараон – воплощение божества в образе человека, имеет двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение – результат священного брака бога-отца (Ра, Амона-Ра) и земной женщины – матери фараона. На земле фараон правил как воплощенный бог Гор. Произносить священное имя бога запрещалось (табу), это могло нанести вред царю. Царя называли иносказательно – «великий дом» (пиро, отсюда – фараон).

Характеризуя же Древнегреческую культуру, можно назвать следующие ее особенности:

Во-первых, эстетизм. Античная культура была преимущественно культурой созерцания, культурой эстетического отношения к действительности, культурой зримого, телесного, прекрасного космоса. Образы Орфея и Нарцисса являются символами красоты и созерцания, их образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности. Орфей является прообразом поэта как освободителя и создателя. Его язык – песня, его труд – игра. Искусство, свобода и культура слились в его личности, ибо он умиротворяет человека и природу эстетикой, а не с помощью силы. Противоположный архетип, выразивший начало «производительности», производительного труда, воплощающий стремящийся ввысь человеческий дух, связан с Прометеем.

Во-вторых, космизм. Чувственный материальный космос – вот основа античной культуры. Космос для древних греков – это воплощение порядка, меры, гармонии, совершенства, красоты. Космос признается исходным пунктом мира. Он предшествует человеку, а человеческая телесность – его часть, истечение, эманация. Космос – это абсолют, ничего кроме космоса нет. Это выражение предельного объективного порядка и, вместе с тем, космос есть нечто одушевленное, живое, разумное. Греческие мудрецы искали главный ориентир жизни в законах космоса. Космос есть абсолютное божество. Античные боги – это обожествленный космос, и они являются только обобщением соответствующих областей природы. Следовательно, пантеум вытекает из самих основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса. Космос воспринимается как нечто первичное, целое, идущее от исходных полисных оснований античной культуры.

В-третьих, античность основана на соединении фатализма и героизма. Космос есть некий объективный порядок, который все «предписывает». Античная культура развивается под знаком фатализма. Необходимость – это судьба, рок и нельзя выйти за ее пределы. Мойры. Ананка. Тюхе являются образами судьбы. За этими образами в духе античности стоит смысл рока, как нечто неведомое, что определяет будущее в его неведомом виде. как слепая необходимость, которая ожидает и людей, и богов. Жизнь человека стоит перед некой фатальной неотвратимостью. Судьба как рок. неотвратимость и необходимость – античный смысл судьбы. Человек, признавая власть судьбы, оставлял за собой право поступать как угодно ему. Ахилл знает, что он погибнет у Трои, но он знает также, что без него Троя не будет взята. И он не обращает внимания на предостережение – он герой. Погибать ему или нет – дело судьбы, а его смысл – быть героем.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Нисходящая и восходящая аргументация
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления. Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершае ...

Замысел и его особенности при разработке представления
Замысел театрализованного мероприятия – та отправная точка, тот первый кирпичик в основании будущего дворца, наполненного различными идеями, творческими находками – сценария. Ниже мы попытаемся определить этапы разработки сценария, но, не ...

Храм Афины Ники
В 448 г. по случаю Каллиева мира 449 г., закон­чившего войну с персами, было принято решение о постройке на Акро­поле храма Афине Победительнице (Нике), или, как его иначе называли, храма “Бескрылой Победы” (Ники Аптерос). Предложение бы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru