Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности
Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер – это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.
В-четвертых, культура античности гуманистична. Античное понимание гуманизма раскрывается в принципе: «человек есть мера всех вещей» и в идеале калокагатии – единства прекрасного и доброго, эстетического и этического, физического и нравственного совершенства.
Человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуются и в нем. Греки выработали категорию меры и единственным критерием меры избрали человека. Это мера в скульптуре, ибо греческая скульптура соразмерна человеку и обозрима, в отличие от египетской. Мера человека выражена в архитектуре, в масштабах зданий и храмов. Сократ и Аристотель в определении прекрасного исходили из необходимости соотнесения красоты с человеком, его потребностями и возможностями восприятия. В целом соотнесенность с человеком придает гармонию и гуманистичностъ греческой культуре.
В-пятых, для античной культуры свойственно понимание человека, прежде всего как телесного существа, своеобразного «комплекса ощущений». Античная культура в этом смысле внеличностна. Все личностные свойства есть эманация космоса. Черты человеческой личности материальны и чувственны. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Личность в античном понимании – это, прежде всего, хорошо организованная и живая телесность, связанная с космосом. Поэтому скульптурность античной классики создает обобщенно идеальный образ человека.
В-шестых, греческая культура представляет собой целостность, соединяя в себе, используя термины Ф. Ницше, «аполлоновское» и «дионисийское» начала в их равновесии, создавшие феномен греческой трагедии. Аполлон символизирует господство цивилизации и закона, свет разума. Он бог искусства, здоровья, умеренности. Аполлон – символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то же время неудержимо стремится к ней. Дионис – бог виноделия, природы с отчетливо выраженными эротическими чертами. Культ Диониса предусматривал ритуалы – мистического экстатического единения с богом, учил видеть за ужасом индивидуального существования необузданную жадность и радость бытия. Аполлонизм есть мера, число, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным, это принцип индивидуализации, а в психологическом плане – восприятие внутренних образов красоты, меры, чувств, это состояние интроспекции. Дионисизм же означает высвобождение беспредельного влечения, лишение индивидуальности, поэтому в дионисийском хоре человек появляется в виде сатира: сверху – бог, снизу – козел. В психологическом плане дионисизм есть экстраверсия чувств, «опьянение». Для эллинов борьба Аполлона и Диониса и их конечное примирение было религиозным вопросом, а эстетически из первоначальной религиозной церемонии возникла трагедия, в которой побеждало аполлоновское начало.
В-седьмых, греческая культура демократична как в плане снятия сакральности со слова письменности и развития ораторского искусства, так и в плане того, что политическая свобода становится главной ценностью греческой культуры. «Грек означает свободный».
Общее в культурах:
1. Изобретение письма (культура устного слова и культура письменного слова);
2. Идея вечности бытия слова;
3. Городской характер: число и плотность населения, наличие монументальной архитектуры, существование ремесленников наряду с другими группами и слоями людей, социальный механизм, контролирующий производство и потребление.
Прочее на сайте:
Положение указательного пальца
Что касается указательного пальца, его места и функций в "переменной точке опоры", то, с одной стороны, следует предостеречь учащегося от участия этого пальца в "хватательном" движении, а с другой - отметить, что точка ...
А. Орловский
Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Г. Варнек, хотя и редко достигавший непосредственной передачи чувств. Как последовательный романтик выступает А. О. Орловский (1777—1832), проведший молодые годы на с ...
Искусство как эстетическая деятельность
Искусство – это отражение и выражение жизни через идеал, как образ жизненного совершенства и красоты. Наукой о сущности и формах творчества по законам красоты является эстетика (от греч. – чувственное восприятие). Основные эстетические ка ...