Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Страница 2

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер – это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

В-четвертых, культура античности гуманистична. Античное понимание гуманизма раскрывается в принципе: «человек есть мера всех вещей» и в идеале калокагатии – единства прекрасного и доброго, эстетического и этического, физического и нравственного совершенства.

Человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуются и в нем. Греки выработали категорию меры и единственным критерием меры избрали человека. Это мера в скульптуре, ибо греческая скульптура соразмерна человеку и обозрима, в отличие от египетской. Мера человека выражена в архитектуре, в масштабах зданий и храмов. Сократ и Аристотель в определении прекрасного исходили из необходимости соотнесения красоты с человеком, его потребностями и возможностями восприятия. В целом соотнесенность с человеком придает гармонию и гуманистичностъ греческой культуре.

В-пятых, для античной культуры свойственно понимание человека, прежде всего как телесного существа, своеобразного «комплекса ощущений». Античная культура в этом смысле внеличностна. Все личностные свойства есть эманация космоса. Черты человеческой личности материальны и чувственны. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Личность в античном понимании – это, прежде всего, хорошо организованная и живая телесность, связанная с космосом. Поэтому скульптурность античной классики создает обобщенно идеальный образ человека.

В-шестых, греческая культура представляет собой целостность, соединяя в себе, используя термины Ф. Ницше, «аполлоновское» и «дионисийское» начала в их равновесии, создавшие феномен греческой трагедии. Аполлон символизирует господство цивилизации и закона, свет разума. Он бог искусства, здоровья, умеренности. Аполлон – символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то же время неудержимо стремится к ней. Дионис – бог виноделия, природы с отчетливо выраженными эротическими чертами. Культ Диониса предусматривал ритуалы – мистического экстатического единения с богом, учил видеть за ужасом индивидуального существования необузданную жадность и радость бытия. Аполлонизм есть мера, число, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным, это принцип индивидуализации, а в психологическом плане – восприятие внутренних образов красоты, меры, чувств, это состояние интроспекции. Дионисизм же означает высвобождение беспредельного влечения, лишение индивидуальности, поэтому в дионисийском хоре человек появляется в виде сатира: сверху – бог, снизу – козел. В психологическом плане дионисизм есть экстраверсия чувств, «опьянение». Для эллинов борьба Аполлона и Диониса и их конечное примирение было религиозным вопросом, а эстетически из первоначальной религиозной церемонии возникла трагедия, в которой побеждало аполлоновское начало.

В-седьмых, греческая культура демократична как в плане снятия сакральности со слова письменности и развития ораторского искусства, так и в плане того, что политическая свобода становится главной ценностью греческой культуры. «Грек означает свободный».

Общее в культурах:

1. Изобретение письма (культура устного слова и культура письменного слова);

2. Идея вечности бытия слова;

3. Городской характер: число и плотность населения, наличие монументальной архитектуры, существование ремесленников наряду с другими группами и слоями людей, социальный механизм, контролирующий производство и потребление.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Небольшой экскурс из истории театра
Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века – «потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал тер ...

Витраж в современной квартире
Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Сегодня нам хотелось бы напомнить об еще одном элементе декора, который способен вне ...

Организация рабочего места
Для выполнения данной работы необходимо: 1. Правильно организовать рабочее место: - на столе должен быть порядок (нитки, ножницы хранить в специальной коробке, иглу – в игольнице, схема в папке и т. д.) - свет должен падать с левой сто ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru