Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль
На Нижнем Амуре (в Восточном Приамурье) петроглифы находятся на расположенных на берегу базальтовых валунах, частично — на скалах береговой террасы. По названию крупнейшего памятника Сакачи-Алян (село Сакачи-Алян, 60 км от Хабаровска) — нижнеамурские петроглифы объединены в сакачи-алянскую группу. Они относятся к эпохе неолита и выполнены в период около X тысячелетия — IV—III тысячелетий до нашей эры; некоторые рисунки созданы в эпоху раннего железного века — Пт1 тысячелетиия до нашей эры (есть и более поздние, относящиеся к началу I тысячелетия нашей эры). Более ранние петроглифы нанесены техникой желобчатой выбивки при помощи каменных орудий, позднейшие вырезаны на поверхности валунов. По большей части они изображают личины, скорее всего, это запечатленные в камне ритуальные черепа-маски и образы антропоморфных мифологических персон. Встречаются также образы животных, птиц, лодок, змей. Спиральный орнамент петроглифов является символическим воспроизведением образа змеи и отражает бытовавший среди создателей рисунков культ этого существа
Всю эту резко локализованную также и в пространстве группу памятников древнего искусства Дальнего Востока можно назвать по наиболее характерному и самому богатому памятнику сакачи-алянской группой петроглифов. По богатству и яркости первое место среди них занимает, конечно, Сакачи-Алян. Затем следует Шереметьевское. Своеобразие петроглифов в Сакачи-Аляне выражено в их топографии, в том, где и на чем именно они выполнены.
Количество древних изображений в Сакачи-Аляне удалось установить лишь приблизительно. Амур большую часть года перекрывает свои песчаные берега, а вместе с ними и валунные россыпи, среди которых находятся камни с изображениями. Многие из них, вероятно, погребены в песке. В процессе изучения сакачи-алянских рисунков нам не раз приходилось производить небольшие раскопки, чтобы освободить от песка ту или иную часть глыбы с изображениями.
Следует сказать далее несколько слов о технике выполнения таких изображений. Древний мастер, художник, работавший над этими изображениями, пользовался архаическими приемами обработки камня. Никаких доказательств применения металлических инструментов нет. Нужно думать, что употреблялись только каменные отбойники в виде простых галек, более твердых, чем базальт. Мастер того времени работал над своими рисунками так же, как трудился над каменными топорами. Он ударял камень о камень, выкрашивал кристалл за кристаллом, кусочек за кусочком, пока в ней не образовались мелкие, точечные углубления - ямки, сливавшиеся затем друг с другом в сплошное пятно, в желобок. Так шла медленная и упорная работа ваятеля, пока, наконец, дикий, необработанный камень не приобретал желаемую форму, пока на нём (или, вернее, из него) не появлялся желанный образ, существовавший до этого в сознании художника.
Рисунки сакачи-алянской группы в большинстве рельефные, почти скульптурные. Можно сказать, что они, как правило, представляют собой в собственном смысле слова не рисунки, а скорее барельефные изображения. В тих случаях, когда рисунки выбиты желобками на плоскости, их можно назвать горельефными изображениями. В сущности оба эти понятия в данном случае применимы здесь в одинаковой мере, с одинаковым правом, потому что практически и та, и другая техника одновременно представлены в различных образцах петроглифов, не отделены друг от друга какой-то резкой гранью и переходят взаимно друг в друга даже в одном и том же произведении. В одних случаях лижна оформлена линиями, представленными в положительном рельефе, выпукло, техникой барельефа. В ЙШ - желобками, отрицательным рельефом, т.е. горельефным способом. Слово "скульптурные изображения", конечно, в данном случае имеет определённое содержание. Оно означает, что речь идёт не о скульптуре в настоящем смысле слова, а лишь об определенной тенденции к объёмному изображению, а не к строго плоскому, как это мы видим во всех наскальных случаях, например при изображении морды и глаз лосей на некоторых наиболее реалистичных петроглифах Каменных островов. Но такая тенденция в сакачи-алянских петроглифах существует и выражена вполне определенно.
Одна из черт, которой объединяются изображения этой группы, - их сюжеты. Сюжеты эти отличаются выраженным постоянством, причем, постоянство это определенного рода, не такое как на таёжных писаницах Сибири. Там в ранних петроглифах господствует один образ, один сюжет - лось. Здесь же комплексно выступают во всех основных местонахождениях Нижнего Амура и Уссури - в Сака-чи-Ашше, Шереметьевском, Кии - пять сюжетов: личина, птаца, змея, лодка, олень-лось.
Центральное место среди изображений Сакачи-Аляна занимают и странным образом стилизованные антропоморфные лица - "личины". Личины эти объеди-няются общими для них чертами формы и стиля. И, прежде всего тем, что это не престо лица как таковые, а в подавляющем большинстве именно личины, т.е. условные, абстрагированные, изображения человеческих лиц. Личины настолько разнообразны, что трудно свести их в сколько-нибудь определённые, устойчивые группы или типы.
Прочее на сайте:
Культ Митры
Атрибутом Митры считается изображение шара или сферы. Митра - бог правды и честности, добра и света, радости и жизни на земле, дающего властителям победу, постоянный успех и гарантию законной власти. Считается, что в середине 3 века до на ...
Особенности изучения культуры и модель будущего А. Маслоу
А.Маслоу анализировал такие менее исследованные культурные феномены, как творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, высшие ценности бытия и экстатические состояния в форме высших переживаний.
Явления сознания, с ...
Влияние художника на мастеров 20 века
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, до ...