Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Статьи » Древнее искусство народов юга Приамурья » Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Страница 2

Исходя из наиболее устойчиво повторяющихся признаков, проще всего разделить личины по их общим очертаниям, по форме лица. Основой, характерной для большинства изображений формой личины был овал, правильный, симметричный по очертаниям. В других случаях мы видим личину яйцевидно-овальную, обращенную суженным концом вниз. Встречаются такие личины в форме более или менее правильной окружности. Следующую группу личин представляют личины трапециевидной или, что еще реже, прямоугольной формы. Отдельно выделяются далее личины с овальной верхней частью и прямо срезанным основанием, своего рода гибрид овальных и прямоугольных форм.

Замечательной чертой ряда личин является то, что они резко расширены вверху, где находятся огромные, круглые глаза, и столь же круто суживающие книзу, образуя узкий, округлый или прямо срезанный подбородок. Такие личины напоминают морду обезьяны, а вместе с тем и череп. Их можно назвать поэтому обезъяновидными или черепными личинами.

В последнюю группу объединяются личины без внешнего контура, с одним только заполнением или с его элементами в виде парных кругов или концентрических овалов.

Таким образом, можно выделить следующие типы личин:

Овальные.

Яйцевидно-овальные,

Трапециевидные.

Прямоугольные.

С овальной вершиной и прямым основанием.

Обезъяновидные или череповидные.

Парциальные.

Характерной чертой ряда личин являются их обрамленные скулы в виде ореола из коротких полосок, "сияние". Иногда лучи эти достигают значительной длины и образуют своего рода корону. В других случаях они окаймляют личину не только на её темени, но и по всему контуру. На большой Шереметьевской личине такое обрамление может означать в одних случаях волосы на голове и бороду, как у айнов; в других - головной убор из перьев.

Особо выделяются два изображения животных - лосей. У них реалистически живо переданы формы тела, в особенности голова. Специфической особенностью обеих этих фигур является наличие в них орнаментальных деталей в виде завитков-спиралей и кругов, условно изображенных, как мы думаем, внутренние головы - кишечник, сердце, почки, печень.

Большой интерес вызывают такие фигуры, которые можно назвать тиграми. О том, что это именно тигры, свидетельствуют оформление их туловища поперечными полосками, напоминающими полосатую шкуру амурского тигра.

Изображения птиц представлены как в Шереметьевском, так и в Сакачи-Аляне. На парном изображении птиц в Сакачи-Аляне ясно видно, что это утки, в Шереметьевском же - это лебеди или гуси.

Отдельно нужно выделить две фигуры сидящих птиц, выбитые рядом с фигурами животных. Они трактованы в обобщенной манере - у них выпуклая грудь, короткая, приостренная головка, напоминающая куриную или, точнее, голову тетерева или глухаря.

Неожиданно важное место среди сакачи-алянских петроглифов принадлежит пресмыкающимся, змеям. Фигуры змей с их гибким, извивающимся волнообразно или спиралью телом образуют самостоятельные композиции или входят в другие групповые рисунки как их составная часть. В ряде случаев змеи высечены на камнях изолированно, сами по себе.

Как это ни удивительно, но в наскальных изображениях Амура, в жизни населения такое огромное, жизненно важное место занимал рыболовный промысел как основной источник существования полностью отсутствует рыба.

Есть композиционные построения, когда на глыбах Сакачи-Аляна выбиты лодки; они в ряде случаях изображаются не одиночно, а группируются комплексно, как бы целыми флотилиями. В общем комплексе с лодками соединяются также личины.

Оригинальные черты сакачи-алянских петроглифов, их своеобразие как художественного явления особенно наглядно выступают в их стиле. Особенности стиля амурских наскальных изображений яснее всего видны при сравнении их с петроглифами соседней лесной Сибири с классическими для нее наскальными изображениями той группы, которую по совпадению со скульптурными изделиями из неолитических могил на Енисее и на Ангаре следует датировать эпохой каменного века.

Контрастен уже сам по себе набор основных сюжетов, весь мир художественных образов. В тайге Восточной Сибири безраздельно господствует образ зверя - лося. На Амуре же первое место в петроглифах принадлежит не зверю, а человеку, вернее, антропоморфным образам, личинам. И еще острее коренное различие между искусством сибирского каменного века, с одной стороны, и амурского неолита - с другой, обнаруживается в особенностях трактовки господствующего сюжета амурских петроглифов - личин. Как показывает анализ личин Сакачи-Аляна, Шереметьевскою и Кии, в большинстве эта трактовка пронизана орнаментализмом, игрой плавных кривых линий, бесконечно развертывающейся спирали. Именно она, спираль, а также, неразрывно связанные со спиралью концентрические круги и просто круги являются не только необходимой составной частью,но и важнейшим формообразующим элементом многих наскальных изображений Амура и Уссури.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Культура Великобритании в эпоху абсолютизма
Основной причиной появления абсолютной монархии являются социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений. Становление абсолютизма совпало с восшествием на престол Генриха VII (1457–1509 ...

Пластическая выразительность актера
Способность создавать темпо-ритмом атмосферу действия в равной степени важна и при пластическом и ритмическом решении сцен, в которых действуют один, два или несколько актеров. Для того чтобы студенты убедились, какое значение в работе н ...

Дизайн как он есть
Рассматривая различные авторские концепции дизайна, мы столкнулись тем самым с академической постановкой проблематики дизайна, при которой в центре внимания автора оказываются попытки дать однозначный ответ на сакраментальный вопрос - что ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru