Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Структура и конструктивные особенности насыпи кургана №3

Статьи » Археологическое исследование на Татарском городище в 2006 г » Структура и конструктивные особенности насыпи кургана №3

Страница 1

Изучение насыпи кургана №3, ее структуры и конструкции сплошной каменной вымостки ее поверхности значительно было затруднено наличием растительного покрова (деревья, кустарник) и грабительской воронкой с выбросами, изменившими конфигурацию насыпи (рис.). В 2006 г., после получения разрешения, Татарского лесхоза и Госкомприроднадзор по Ставропольскому краю на вырубку деревьев, находившихся в площади раскопа и мешающих исследованиям курганной насыпи и некоторых участков раскопа, были полностью исследованы насыпь кургана №3 и участки раскопа в квадратах Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5, З-1, З-2,З-3,З-4, З-5.

При исследовании курганной насыпи, в целях изучения конструктивных особенностей насыпи кургана №3 и ее каменной обкладки была оставлена бровка, ориентированная по линии север-юг(рис.). Заложение и ориентация бровки проводилась с учетом микрорельефа и конструктивно-морфологических особенностей данного памятника (рис. ). Общая длина бровки по оси север-юг -10,80 м. Ширина бровки составила 1,00 м.

Конструктивные особенности курганной насыпи (рис.). Стратиграфическое исследование курганной насыпи с каменной обкладкой (1-2 слоя небрежной каменной выкладки из рванного камня - ракушечника) позволило проследить конструкцию насыпи. Сверху насыпь кургана была перекрыта гумусным задернованным слоем с растительным покровом включавшим крупные деревья и кустарники, толщина задернованного слоя достигает 0,07-0,13 м. Под гумусным слоем была выявлена каменная выкладка, которая оказалась сплошной каменной обкладкой поверхности земляной насыпи кургана. На ряде участков каменной обкладки отмечены скопления переотложенного темно-серого почти черного рыхлого грунта с включением фрагментов керамики и предметов украшения V-IV вв. до н.э., фрагментов костей человеческих костяков и костного тлена. Аналогичный по структуре и включениям грунт отмечен на внешней и внутренней поверхности воронкообразного углубления в центре кургана (рис.). Характер воронкообразного углубления в центре кургана (на его вершине), его структура, остеологический материал и фрагменты изделий обнаруженных здесь, а так же в выбросах на поверхности каменной обкладки кургана, позволяют предположить, что это следы грабительских выбросов, появившихся в результате разграбления этого курганного захоронения. Аналогичные воронкообразные углубления и грабительские выбросы были зафиксированы и при исследованиях курганов № 1 и № 2 Татарского могильника № 2 (на северо-восточном участке могильника). Конфигурация воронки (не слишком сильно оплывшие края), ее глубина и структура грунта грабительских выбросов позволяют предположить, что курганы были ограблены относительно недавно (скорее всего в первой половине XX века, когда прилегающая территория стала осваиваться под дачную застройку), что, однако не исключает первичного ограбления в более ранний период. Существование грабительской воронки не позволяет достоверно судить о конструктивных особенностях курганной насыпи в районе е вершины, по находки камней внутри воронки и на ее поверхности, позволяют предположить, что как и на всех участках насыпи здесь имелась каменная обкладка. Каменная обкладка земляной насыпи кургана представляет собой небрежно выполненную сплошную выкладку из рванного и частично обработанного камня – ракушечника средних (30-35 х 0,07-0,12 м) и мелких (12-15 х 0,08-0,11 х 0,04-0,08 м) размеров в центральной верхней части кургана и более крупных камней (0,45-1,1 х 0,3-0,5 х 0,1-0,15 м) в нижней части у кромки полы кургана. Выкладка довольно хаотичная, швы между камнями от 0,005 м до 0,05 м.(рис.) Непосредственно под каменной обкладкой насыпи лежал темно-серый, почти черный, довольно рыхлый насыпной слой с включениями органических остатков, отдельных фрагментов человеческих костей и керамики. Отмечено увеличение толщины этого слоя насыпи к центру кургана (-0,49 – 0,77 м) и уменьшение его мощности к полам (-0,14 – -0,28 м). Отдельные фрагменты керамики, и скопления тлена, предметы погребального инвентаря и костей, обнаруженные здесь, располагались в основном в переотложенной верхней части курганной насыпи или на поверхности каменной обкладки насыпи кургана, ближе к его вершине (воронкообразному углублению). В основании этого слоя на отметках -0,68 – -1,14 м зафиксирован уровень древней поверхности представляющий собой почвенное наслоение в виде плотного серого грунта, натечно-надувного характера, не имеющего культурных остатков. Как показали исследования, граница между рыхлым темно-серым слоем курганной насыпи и поверхность плотного серого слоя – является здесь уровнем древней поверхности. Это подтверждают и выявленные на ней вкрапления переотложенного материкового ярко-желтого грунта (суглинка), которые вероятно попали на древнюю поверхность при устройстве погребальной камеры курганного склепа. В основании этого слоя на отметках от -0,96 до -1,43 м по всей площади раскопа отмечен очень плотный ярко-желтый материковый грунт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Планы музея на текущий период
1. Ремонт, выведение музея из критического физического состояния 2. Дана заявка на центральное телевидение (Москва) с просьбой прислать съемочную группу по вопросу аварийного состояния 3. Выход музея на IX международные хлебниковские чт ...

Из истории РНБ
История Российской национальной библиотеки насчитывает более 200 лет от момента ее основания. За этот период Россия пережила эпохи Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Время Великих реформ, Февральскую и Октябрьскую революции, Вели ...

Тенденции моды XX века
1900-1950 гг Многие считают, что мода начала XX века – это Париж. В начале XX века известный французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret) упразднил корсеты. Корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Из ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru