Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Древние наскальные изображения Приамурья
Все изображения на плоскости выполнены красной охрой сплошными контурными линиями или заливкой по контуру. По цвету краски, манере писания и расположению на плоскости рисунки можно разделить на пять разновременных группы. К первой, наиболее древней группе относятся 11 изображений бизонов.
Переданы они красной охрой, которая от естественного разрушения приобрела оттенки от темного до желтоватого.
Можно выделить две стилистические особенности нанесения рисунков бизонов на скальное плато. Первая - животное передано тремя начертаниями. Вначале выпуклой линией изображались рог, верхняя часть головы, шеи, холки, спина и хвост. Затем одним штрихом были очерчены морда, нижняя часть шеи, грудь, брюшная часть, круп. И, наконец, двумя мазками наносились прямые ноги. При втором способе передачи голова, туловище и хвост животного очерчены одним взмахом руки, а затем добавлены ноги и рог.
По манере написания и расположения рисунков на плоскости эти животные объединяются в одну композицию и изображены одним художником. Не смотря на схематизм и профильное изображение животных, рисунки поражают своим динамизмом. В них подчёркнуты специфические черты бегущих бизонов - приопущенные, устремленные вперед головы, широко расставленные ноги и отброшенные назад хвосты.
Ко второй группе рисунков на рассматриваемой плоскости относятся две изображения носорогов, расположенные чуть выше стада бизонов. Выполнены темно-красной охрой, оттенки которой отличаются от рисунков остальных групп.
У одного изображения носорога сохранились только задняя часть туловища с хвостом и ногой. Второе изображение носорога хорошей сохранности. Животное изображено в профиль. У него массивное туловище, высокая холка, короткая шея. Небольшими утолщениями выделена длинная голова с клинообразным рогом на конце, который как бы пронизывает изогнутую линию, имеющую пять отростков. Сверху у носорога нанесен ещё один рог.
Изображение носорога на писанице имеет большое значение для датировки рассмотренных наскальных рисунков, так как это животное относится к сугубо плейстоценовой фауне и вымерло в Северной Азии раньше, чем быки и бизоны.
Следует заметить, что в археологической литературе устоялись не совсем верные, на наш взгляд, традиции относить к палеолитическим наскальным рисункам, и то с большими оговорками, только те изображения, на которых показана вымершая плейстоценовая фауна, а о раннеголоценовых рисунках вообще не идет речи. Но ведь в плейстоцене существовали, наряду с вымершими теперь, такие представители фауны, которые дожили до наших дней, -северный олень, изюбр, лось и др. Они были объектами охоты, их костяные останки часто обнаруживают * палеолитических памятниках. Поэтому их изображения вполне могут присутствовать и на палеолитических писаницах.
Можно согласиться с предложением, что основными объектами охоты человека в палеолите были мамонт, бизон и носорог. Из-за магических действий, связанных с охотой, изображения именно этих животных и наносились на скалы. Но тогда возникает вопрос: неужели с вымиранием животных, являвшихся основным источником существования и постепенным переходом к промыслу оленя и лося наскальное искусство прекратило своё существование? Конечно, нет! Оно продолжало существовать вплоть до нашего столетия, но "герои" его, естественно, менялись. В этом плане большой интерес представляют третья и четвертая группа изображений на первой плоскости Быркинской писаницы и нюкжинские наскальные рисунки.
Нюкжинская писаница содержит далее разновременные группы рисунков. Наиболее древняя первая группа нанесена темно-красной охрой, внутри контура изображения полностью залиты краской. Здесь представлены животные пасущиеся, стоящие в спокойной позе, поднимающиеся вверх, спускающиеся вниз, матки оленей, стоящие с телятами в спокойной позе» сцены магической охоты и разнообразные зооморфные существа. Среди рисунков имеются и групповые и одиночные изображения людей. У человеческих фигурок расставлены ноги и разведены сторону руки. На двух рисунках изображены человечки, стоящие поодиночке около кругов, напоминающих солярные знаки, в окружении красочных пятен третьем группа людей проследует пасущихся животных Вторая группа рисунков выполнена контурными линиями более светлой охрой. Сюжеты этой группы рисунков гораздо разнообразнее. Здесь изображена загонная охота с луком, сцены, включающие рисунки, напоминающие солярные знаки, животные, стоящие в спокойной позе, у которых обозначены пищеводы с желудками. Только одно животное в этой группе находится в движении. Люди здесь нарисованы с расставленными в сторону ногами и разведенными руками. Все они показаны в движении и являются участниками изображенных событий. Третья и четвертая группы Быркинской писаницы по манере передачи изображения и тематики близки ко второй.
Прочее на сайте:
Духовная культура эпохи Просвещения
18 век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. 18 век отличается от пред ...
Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их ткали ручным способом, на вертикальном станке шириною до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олим ...
Физические и психические действия
Хотя всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую, - и хотя психическая и физическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом связаны и образуют целостное единство, тем не менее, н ...